Почти все дети Григорьевых появились на свет в этом роддоме, поэтому здесь ее хорошо знают. Казалось, миловидная женщина 40 с небольшим лет, как и всегда, была спокойна. И вдруг этот немыслимый поступок - шагнула к окну туалета, рывком растворила и... бросилась вниз. Ни ее, ни ребенка, которому до рождения оставались считанные минуты, спасти не удалось.
Этот случай поверг в шок и тех, кто знал Марину Григорьеву, и тех, кто впервые услышал о ней. Одних поразило, как женщина могла оставить без материнской опеки десятерых детей - из них восемь несовершеннолетних, четверо вообще дошкольники от двух до шести лет. Другие ей сочувствуют: мол, многодетная мать не выдержала жизненных тягот, бедности. Третьи порицают: зачем столько рожала, зная, как трудно поставить детей на ноги? Тем более что и она, и муж - обычные труженики, не имеющие достаточно средств и жилплощади...
Городские чиновники сейчас утверждают, что они помогали многодетной матери: "Семья вполне благополучная как в смысле микроклимата, так и относительного достатка. Их дети всегда ухоженные, чистые..."
- На все наши мероприятия для многодетных семей, - рассказывает руководитель районного подразделения комитета социального обеспечения Людмила Калугина, - муж и жена Григорьевы приходили вместе, в хорошем, как правило, настроении, не жаловались, ничего не просили. Мы им периодически оказывали материальную помощь... Конечно, возможности у нас мизерные - в пределах тысячи рублей раз в квартал. Поэтому обычно просим предпринимателей помочь с подарками. Один из них, например, к прошлому Новому году привез Григорьевым велосипед и фрукты.
Увы, благостные отчеты чиновников потускнели, когда местная телекомпания показала сюжет, снятый в доме Григорьевых. Ютится вся большая семья в тесной пристройке - примерно 30 квадратных метров. В одной из узких комнатушек стоят две двухэтажные самодельные кровати, напротив шкаф, а между ними полуметровый проход. Уроки все дети готовят за одним столом. К раковине по утрам очередь. Но горячей воды в доме нет. В теплое время года, как бестрепетно уточнила Людмила Калугина, купают детей "в тазиках на летней кухне, а зимой водят к соседям". Можно и дальше описывать бытовые тяготы многодетной семьи, но, думается, понятно, как далеко ей до благополучия.
- Вообще-то они люди взрослые, дееспособные, должны были понимать, что обязаны создавать детям полноценные условия для жизни, - не удержалась от укора руководительница райсобеса Калугина. - К тому же жилье Григорьевых - это пристройка к родительскому дому, там живет их старший сын, так что надо считать всю площадь...
Раздражительные нотки звучали и в выступлениях чиновников на специальном совещании, которое провел после трагедии глава города Виктор Петрович Суржиков. Выяснилось, что Григорьевы "почему-то" встали на льготную жилищную очередь всего лишь три года назад, сейчас их номер 4525-й. Если учесть, что в этом году всего две многодетные семьи получили квартиры, то возникает вопрос: стоит ли вообще при таких темпах становиться в очередь?
- Ничего не поделаешь, - разводят руками чиновники, - муниципальный бюджет крохотный, даже на зарплаты бюджетникам не хватает. А в городе 839 нуждающихся многодетных семей...
И в этом официальном обсуждении трагического случая сквозило: мол, сколько рожать детей - это личное дело каждого, но надо же понимать ситуацию. Не случайно только 10 - 15 процентов молодых семей решаются заводить второго ребенка, а третьего - всего 3 - 5 процентов.
Удивительно вот что: вроде бы всех сегодня волнует плачевная демография, неутешительный прогноз, что через 50 лет население России сократится до 100 миллионов. Почему же те, кто пополняют наше "тающее" народонаселение, остаются без достойной государственной поддержки? Муниципальные соцработники, которые должны непосредственно заниматься многодетными семьями, постоянно жалуются на безденежье службы, отсутствие специальных программ помощи. Они считают: именно федеральный центр способен финансировать крайне необходимую поддержку многодетных семей. А местные администрации зачастую только и могут, что радовать подарками к Новому году. Но теперь Григорьевым не до праздников.
Глава муниципалитета Курска Виктор Петрович Суржиков, недавно занявший этот пост, решительно не согласился с полумерами, предложенными его подчиненными для поддержки детей погибшей матери. Сказал: как ни относись к случившемуся, какими бы ни были причины поступка Марины Григорьевой (правоохранительные органы, расследующие обстоятельства ее самоубийства, пока хранят молчание), семья прежде всего нуждается в жилье. И потребовал в недельный срок подготовить решение. "Если мы ради этих оказавшихся без матери детей нарушим какие-то инструкции, уверен, нас никто не упрекнет", - подытожил Суржиков.
Неужели многодетной матери надо было пойти на этот чудовищный, при любых обстоятельствах, шаг, чтобы ее десяти детям дали квартиру? Может, если бы чиновники раньше нарушили свои инструкции, женщина осталась жива и родила 11-го ребенка?.. Возможно, ответы на эти вопросы даст следствие.