- На днях вы провели "круглый стол" о том, как обеспечить россиян устойчивой телефонной связью...
- В России плохие не только дороги, но и связь. Сегодня в стране более 50 тысяч населенных пунктов не телефонизированы. Хуже всего обстоит дело в Центральном федеральном округе (22 тысячи "глухих" поселков, сел и деревень) и Северо-Западном (15 тысяч).
Поэтому два с лишним года назад в ходе подготовки Федерального закона "О связи" было принято решение обеспечить население доступной телефонной связью с использованием таксофонов и возможностями сети Интернет с организацией пунктов коллективного доступа. То есть в каждом населенном пункте установить таксофон. С него можно бесплатно позвонить во все экстренные службы помощи - "скорую", спасательную, пожарную, милицейскую. Если количество постоянно проживающих будет больше 500, то в это селение проведут Интернет...
- Откуда возьмутся средства на телефонизацию и интернетизацию всей России?
- В соответствии с законом создан специальный резерв универсального обслуживания, подконтрольный Федеральному агентству по связи (Россвязь). Все нынешние прибыльные операторы связи по закону уже отчисляют в него 1,2 процента прибыли. До конца финансового года, то есть до 1 марта 2006 года, в этом резерве будет уже около четырех миллиардов рублей (в следующем - он пополнится еще 7,2 миллиарда). В Хабаровском крае, а всеобщая телефонизация страны проводится с Дальнего Востока, уже проведен конкурс и выбраны компании, которые будут обустраивать этот регион.
- Хорошо, сигнал бедствия обойдется бесплатно. А можно будет с этого таксофона позвонить любимой женщине, теще, старикам-родителям и сколько это будет стоить?
- Конечно, причем дешево, для чего и создан упомянутый резерв. Скорее всего, стоимость переговоров (по телефонной карте) будет по всей России одинаковая - разницу в цене операторам связи покроют из того же резерва универсального обслуживания. Европейцы тратят на эту услугу 1 - 2 процента среднедушевого дохода. Мы считаем, что 99-процентной телефонизации страны можно добиться, если среднестатистический россиянин потратит на эту услугу порядка 0,7 процента дохода каждого члена семьи.
- В Законе о связи говорится, что телефонные будки в населенных пунктах будут располагаться от человека на расстоянии часа пешего хода (3 - 5 километров ходьбы). На кого законодатели ориентировались, вводя такую норму - на старушек, которых большинство на селе, зрелых людей или школьников, которым семь верст не крюк?
- Это условная норма. Если в деревушке, скажем, живет одна семья, то, скорее всего, таксофон установят рядом с ее жилищем. Для нас важно, чтобы он был доступен не только местным жителям, но и заблудившимся грибникам, геологам, прохожим и проезжим так, как это сделано в Европе. Нас волнуют другие проблемы - "антивандальная" конструкция будки и самого аппарата, ее цвет, чтоб он был виден издалека, источник питания. Возможно, где-то для работы таксофонов установят солнечные батареи или аккумуляторы. Специалисты Росатома предлагают нам портативные источники питания мощностью 1 киловатт-час и сроком беспрерывной работы в течение 50 лет. Установить их несложно, а вот уберечь от запасливых сельчан и дачников...
- Понятно, телефон селам и деревням крайне необходим. А Интернет-то зачем?
- В Эвенкии, интересы которой я представляю в Совете Федерации, удельный вес людей с высшим образованием не меньше, чем в Санкт-Петербурге. Далеко не все на селе водку пьют и воруют. А интернет-канал дает таким людям неограниченный доступ к знаниям, информации. В сибирских регионах, где населенные пункты отстоят друг от друга на большие расстояния, административное управление можно вести по Интернету. Это не только удобно и быстро, но и значительно дешевле, чем летать вертолетами. Поэтому программу обустройства страны телефонной связью намечено выполнить в кратчайший срок - за три года.