"ЗАБИВАЛЫ" В ДЕФИЦИТЕ

Если в 1960-е годы 20 забитых мячей вовсе не гарантировали победы в весьма почетном бомбардирском зачете, то в начале ХХI века весьма популярной у лучших снайперов российской премьер-лиги стала цифра 15. А в финишировавшем месяц назад 12-м чемпионате России и эта скромная отметка впервые оказалась недостижимой.

Лишь в последнем туре Дмитрий Лоськов из "Локомотива", во второй раз ставший обладателем приза "Труда", забил свой 14-й гол, на один мяч обойдя зенитовца Александра Кержакова и Валерия Есипова из волгоградского "Ротора". Все они - игроки сборной.
Меняется мир, и вместе с ним меняется футбол. Полвека назад, когда Никита Симонян забивал свои 34 гола за сезон, пять-шесть, а то и восемь мячей в одном матче не считались чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня три-четыре взятия ворот за 90 минут игрового времени дают комментаторам повод отметить зрелищность и результативность игры. Объяснение лежит на поверхности, и не надо быть специалистом в тренерском ремесле, чтобы указать на него. Тактические схемы футбольных клубов неуклонно меняются в сторону укрепления защитных порядков, акцента не на результативности, а на результате. Если в середине прошлого столетия самой прогрессивной считалась игра по схеме 4-2-4, то сейчас и пару атакующих футболистов не всякий клуб выставит...
Тотальный футбол - это понятие вошло в обиход 30 лет назад и подразумевает прежде всего максимальную универсализацию игроков во всех линиях, за исключением, естественно, вратарской. Если сравнить показатели командной результативности, заметно: она хотя и упала за это время, но никак не в полтора-два раза. Просто голы стало забивать большее количество игроков. Если в прежние времена каждая приличная команда имела в своем составе ярко выраженного бомбардира, партнеры которого старались "подносить снаряды", исполнять отвлекающие маневры, то нынче никого не удивляют снайперские качества полузащитников, как и точные выстрелы игроков обороны. Это, впрочем, справедливо: футбол - игра командная, и счет на табло ценится выше личных показателей.
Сложно сравнивать великих игроков прошлого и настоящего. Рассуждения о том, забил бы Пеле свою тысячу голов, родись "Король футбола" на 30 лет позже, - могут продолжаться бесконечно. Но непомерно выросшие в большом футболе ставки логично породили стремление прежде всего обезопасить собственные ворота. Отсюда, кстати, и тактика мелкого фола, ведь гораздо проще сорвать атаку, "зацепив" соперника в центре поля, чем бежать за ним до собственной штрафной, рискуя получить опасный момент у собственных ворот. Подобную игру сложно назвать зрелищной, но она бывает весьма эффективной - во многом именно таким образом добился чемпионства в минувшем сезоне ЦСКА. Валерий Газзаев, в прошлом замечательный форвард, став тренером, долгое время учил своих подопечных играть в атакующий футбол. Но в какой-то момент его взгляды изменились на диаметрально противоположные, и результат стал довлеть над зрелищем, как и оборона - над нападением.
Форвардов-"звезд" мирового масштаба, сейчас можно пересчитать по пальцам. Бразилец Роналдо и испанец Рауль, голландец ван Нистелрой и француз Анри, украинец Шевченко и итальянец Вьери... Раньше кудесников атаки было куда больше. Видимо, вступил в действие своего рода закон природы - естественный отбор, благодаря которому выживают лишь самые-самые. Выбиться в бомбардиры сейчас куда сложнее.
В России нынче нет забивалы-самородка - отсюда и скромные результаты наших ведущих снайперов. К тому же подравнялся класс клубов премьер-лиги. Десяток лет назад исход поединка старожила с дебютантом был фактически предопределен до выхода на поле. Сегодня же "Рубин", едва пробившись в высший дивизион, выигрывает бронзовые медали. Последним, да и единственным за последние 12 лет нашим супербомбардиром был Олег Веретенников из "Ротора". Не потому даже, что, будучи скорее полузащитником, чем нападающим, умудрялся забивать по 20-25 мячей за сезон на протяжении ряда лет. И не потому, что виртуозно владел своей левой ногой, умудряясь раз за разом находить именно ту точку в рамке ворот, что не прикрыта защитниками и недоступна для вратаря. Веретенников был, пожалуй, последним нашим игроком, вокруг которого строилась команда. Главный тренер волгоградского "Ротора" Виктор Прокопенко сумел понять сильные и слабые стороны игры Олега и скомпоновать игру так, чтобы максимально использовать его козыри. Это решение оправдалось на 100 процентов - в течение нескольких лет "Ротор" был одним из ведущих у нас клубов. Ни один другой тренер так и не смог найти "ключи" к Веретенникову - лучший снайпер в истории чемпионатов России не нашел себя ни в сборной страны, ни в зарубежных клубах.
Сейчас в России кандидата на роль бомбардира-"звезды" не видно. Из играющих в премьер-лиге более всего по плечу эта роль Дмитрию Булыкину. Мог бы стать "бомбардиром нации", как называют таких игроков в Германии, Александр Кержаков, но забивает по разным причинам (это отдельная, "специальная" тема) весьма нерегулярно. Дмитрия Сычева очевидным образом подкосила эпопея с уходом из "Спартака" - в марсельском "Олимпике" он пока "на подхвате". С большими перепадами играет талантливый нападающий нового поколения спартаковец Роман Павлюченко. Забивной Дмитрий Кириченко почему-то сидит на скамейке запасных ЦСКА, а экс-чемпион "Локомотив" уже который год страдает от отсутствия хотя бы одного стабильного и не подверженного бесконечным травмам форварда.
Впрочем, момент появления в России новой "звезды" нам не дано угадать. Ведь бомбардирский дар, хотя и шлифуется на тренировках, но дается человеку природой. И, возможно, где-то на бескрайних просторах страны уже гоняет мячик парнишка, которого ждет слава наследника Стрельцова.