С КОНЦА ноября для правительства началась черная полоса. МВФ фактически отказался заключать новое соглашение с Россией, поставив крест на получении в ближайшее время западных кредитов. Совет Федерации не стал без подготовки рассматривать пакет фискальных законов, что поставило под угрозу налоговую реформу. Государственная Дума настояла на своем варианте распределения дополнительных доходов, полученных благодаря высоким мировым ценам на нефть, и, почувствовав силу, тут же предприняла попытку перекроить проект бюджета на будущий год. Депутаты были столь усердны, что побили рекорд по части лоббизма - к началу третьего чтения подали свыше 5 тысяч (!) поправок.
Причем макроэкономические показатели были заранее согласованы и всем нравятся. Объем ВВП планируется на уровне 7 трлн.750 млрд. рублей. Доходы и расходы федеральной казны составят 1трлн.193 млрд. рублей, то есть проект бюджета остается бездефицитным. Инфляцию правительство обещает в пределах 12 процентов, что возможно только при условии экономической стабильности.
А спор, как всегда, идет вокруг шкуры неубитого медведя - будущих доходов. Соблазну поучаствовать в дележе поддались даже проправительственные силы в Думе - так, депутатская группа "Народный депутат" потребовала увеличить расходы на здравоохранение и северный завоз. В проекте бюджета было записано, что в наступающем году при благоприятной конъюнктуре мирового рынка федеральная казна получит 70 млрд. рублей дополнительных доходов, и правительство, соответственно, предлагало большую часть этих денег направлять на обслуживание государственного долга. Депутаты в ответ потребовали как минимум половину отдать на армию, трансферты регионам, увеличение дорожного фонда, "оборонку", село, зарплаты бюджетникам и другие социальные нужды. Вдобавок народные избранники были убеждены, что доходы намеренно занижаются. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов прямо обвинил кабинет в укрывательстве: "200 миллиардов отложены у правительства в загашнике, и непонятно, для каких целей".
До вчерашнего дня еще ничего не было ясно. Выступали категорически "против" проекта левые фракции, "за" высказывались "Единство", СПС и "Яблоко". В такой ситуации исход голосования во многом должны были определить ОВР и "Народный депутат", с лидерами которых накануне члены кабинета допоздна вели интенсивные консультации.
Судя по всему, договориться удалось. Во всяком случае вице-премьер Алексей Кудрин, представлявший в Думе правительство, сразу объявил, что замечания думцев правительство максимально учло. В частности, раскрыты так называемые закрытые статьи, которые определяют затраты на оборону, пошли навстречу при корректировке ряда социальных статей.
Компромиссное решение найдено и по распределению дополнительных доходов. Первые 70 млрд. предлагается делить между внешним долгом и внутренними нуждами пополам, а дальше 70 процентов направлять на погашение процентов по западным кредитам. После чего началось постатейное обсуждение. Депутаты с трибуны отрабатывали свой хлеб, лоббируя интересы тех или иных сил...
Парадокс же был в том, что главные действующие лица, от которых зависит исполнение будущего основного финансового закона, были в этот день далеко от Москвы. Сегодня внешний долг России достиг 158 млрд. долларов, и от того, сумеет или нет федеральная власть договориться с кредиторами, прямо зависит количество денег в казне и экономическая политика. Если конкретно, в проекте бюджета-2001 значатся 3 млрд. долларов внешних заимствований от международных финансовых институтов и, наоборот, не значатся расходы на обслуживание долга перед членами Парижского клуба кредиторов, а это тоже около 3 млрд. долларов.
С теми и другими правительство рассчитывало найти взаимопонимание. Однако после отъезда миссии МВФ из Москвы надежды на новые кредиты стали призрачными. Западные эксперты считают, что российская экономика на подъеме и мы сами в состоянии в срок платить по счетам. Правительство же в этом не уверено. Поэтому в день, когда в Думе обсуждался бюджет, премьер вылетел в Германию. На ее долю приходится 40 процентов долга России Парижскому клубу и, если договориться об отсрочке платежей в Берлине, то остается надежда на успех в переговорах с остальными 17 странами. Сегодня, в частности, рассматривается вариант "обмена" - долговых обязательств третьих стран перед бывшим СССР (это порядка 50 млрд. долларов) на долги России развитым странам. Если же не удастся договориться, то в бюджете-2001 будет пробита брешь в 6 млрд. долларов. Чтобы избежать нового дефолта, придется бросить все ресурсы на покрытие внешнего долга. Но тогда о проекте, который сейчас обсуждается, просто-напросто придется забыть.
Компромиссное решение найдено и по распределению дополнительных доходов. Первые 70 млрд. предлагается делить между внешним долгом и внутренними нуждами пополам, а дальше 70 процентов направлять на погашение процентов по западным кредитам. После чего началось постатейное обсуждение. Депутаты с трибуны отрабатывали свой хлеб, лоббируя интересы тех или иных сил...
Парадокс же был в том, что главные действующие лица, от которых зависит исполнение будущего основного финансового закона, были в этот день далеко от Москвы. Сегодня внешний долг России достиг 158 млрд. долларов, и от того, сумеет или нет федеральная власть договориться с кредиторами, прямо зависит количество денег в казне и экономическая политика. Если конкретно, в проекте бюджета-2001 значатся 3 млрд. долларов внешних заимствований от международных финансовых институтов и, наоборот, не значатся расходы на обслуживание долга перед членами Парижского клуба кредиторов, а это тоже около 3 млрд. долларов.
С теми и другими правительство рассчитывало найти взаимопонимание. Однако после отъезда миссии МВФ из Москвы надежды на новые кредиты стали призрачными. Западные эксперты считают, что российская экономика на подъеме и мы сами в состоянии в срок платить по счетам. Правительство же в этом не уверено. Поэтому в день, когда в Думе обсуждался бюджет, премьер вылетел в Германию. На ее долю приходится 40 процентов долга России Парижскому клубу, и если договориться об отсрочке платежей в Берлине, то остается надежда на успех в переговорах с остальными 17 странами. Сегодня, в частности, рассматривается вариант "обмена" долговых обязательств третьих стран перед бывшим СССР (это порядка 50 млрд. долларов) на долги России развитым странам. Если же не удастся договориться, то в бюджете-2001 будет пробита брешь в 6 млрд. долларов. Чтобы избежать нового дефолта, придется бросить все ресурсы на покрытие внешнего долга. Но тогда о проекте, который сейчас обсуждается, просто-напросто придется забыть.