В Петербурге прошел юбилейный, ХХХ фестиваль театров региона
Мало кто верил, что запланированный на октябрь международный театральный фестиваль «Балтийский дом» состоится в срок – в пору пандемии рассчитывать на скрупулезное выполнение планов рискованно. Тем не менее команда фестивального центра во главе с генеральным директором Сергеем Шубом была твердо уверена: юбилейный 30-й форум состоится, уж по крайней мере приглашенные российские коллективы не подведут, если, конечно, карантин совсем не возьмет за горло.
В течение трех десятилетий фестивальный центр «Балтийский дом» был примечателен тем, что на его большой и малой сценах показывали лучшие спектакли балтийского региона. На этот раз из-за закрытых ввиду санитарного запрета границ не смогли приехать коллективы из Латвии, Эстонии и Литвы. Но и тут был найден выход. Вильнюсский театр «Мено Фортас», два года назад осиротевший после смерти своего основателя и лидера Эймунтаса Някрошюса, сочинил в его память виртуальную композицию из работ мастера «Гамлет», «Макбет» и др. «В ожидании Годо» по Сэмюэлю Беккету режиссера Римаса Туминаса в Малом драматическом театре Вильнюса, получивший приз дирекции фестиваля, тоже показывали онлайн. Городской театр Таллина под руководством Эльмо Нюганена транслировал постановку «Коммуна», а Новый рижский театр показал питерцам записанный на пленку спектакль Алвиса Херманиса «Долгая жизнь». Из цюрихского «Шаушпильхауза» передали постановку по «Гроздьям гнева» Джона Стейнбека.
Что же касается живых спектаклей со зрителем, то фестивальная афиша в основном состояла из московских премьер, за исключением трех питерских спектаклей – «Скрипача на крыше» режиссера Льва Рахлина по мотивам произведений Шолом-Алейхема, постановки «Мой внук Вениамин» Людмилы Улицкой в режиссуре Марфы Горвиц (театр «Балтийский дом») и «Джульетты» (БДТ имени Георгия Товстоногова), а также работ приехавшего из Екатеринбурга «Коляда-театра».
Примечательно, что фестиваль, шедший месяц с краткими перерывами, открылся спектаклем «Онегин-Блюз» по мотивам «Евгения Онегина» Театрального агентства ХХI Леонида Робермана. До этого антреприза никогда не выступала на международных форумах наравне с репертуарными театрами. С другой стороны, почему бы увлекательное ноу-хау в исполнении мастера слова Алексея Гуськова и прославленного саксофониста Игоря Бутмана не показать публике, испытывающей ностальгию по жизнерадостному синтезу поэзии и музыки...
Московский театр «Школа современной пьесы» отличился больше всех, показав на фестивале два спектакля: «Фаина. Эшелон» в постановке Иосифа Райхельгауза с Еленой Санаевой в главной роли и сочинение Дмитрия Крымова «Все тут». Ну а второй спектакль этого режиссера «Бесприданница» по пьесе Александра Островского увлек неожиданным прочтением классики даже строгих питерских критиков, единогласно присудивших талантливому сыну Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой «Приз прессы». Владимир Панков, хорошо известный в городе на Неве по спектаклю «Три сестры» в БДТ, в очередной раз заинтриговал зрителей образной символикой и саунд-треком в спектакле «Мама» по пьесе Аси Волошиной, идущей в московском Центре драматургии и режиссуры. Новый главный режиссер Российского молодежного театра Егор Перегудов привез в Петербург круто осовремененного Шекспира, представив «Ромео и Джульетту» в формате вечной войны двух враждующих кланов, борющихся за власть и убивающих в том числе своих детей.
Спектакли московских режиссеров «разбавил» Николай Коляда со своей удивительно мобильной труппой, способной превратить самый серьезный жанр в клоунаду. Публика ждала и получила положенную долю сюрпризов от знатного выдумщика и на «Оптимистической трагедии» по Всеволоду Вишневскому, удостоенной приза зрителей, и даже на «Раскольникове» по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Ну, и последнее. Фестивальный центр Балтийский дом 17 лет назад учредил золотую «Балтийскую звезду» за развитие и укрепление гуманитарных связей между странами Балтийского региона. С тех пор награждение лауреатов проходит в Эрмитажном театре, где шикарный интерьер настраивает на торжественный лад. Праздничная атмосфера царила здесь и в этом году, несмотря на неудобства, связанные с ношением масок и запретом на объятия. Надо сказать, ни один из приехавших артистов и режиссеров не заболел. Похоже, загадочная эпидемия спасовала перед крепостью и единством духа, которые продемонстрировали в эти дни творческие деятели и зрители.