Александр Голобородько: Сейчас в театральных вузах перестали преподавать спортивное фехтование… отсюда столько ляпов
50 лет назад на советские экраны вышел фильм «Последняя реликвия», в котором главную роль сыграл Александр Голобородько — замечательный артист и, между прочим, незаурядный спортсмен: мастер спорта по фехтованию и самбист-разрядник. Когда я спрашиваю у чемпионов-фехтовальщиков, в каких лентах батальные сцены с холодным оружием им кажутся наиболее реалистичными, чаще других они называют именно «Последнюю реликвию».
Вообще-то это экранизация романа классика эстонской литературы Эдуарда Борнхёэ. Главный герой — русский князь Гавриил, сын вельможи Ивана Грозного. Но в процессе экранизации его превратили в Габриэля без роду и племени. На роль красавца искали актера, хорошо владеющего шпагой. Первоначально Габриэля должен был сыграть эстонский артист Бруно Оя, но у того что-то не заладилось, и позвали актера русского Симферопольского театра Александра Голобородько.
После роли Габриэля его пригласили в Москву, где он служил в театрах Малом и Моссовета. А в кино запомнился ролями Фомы Гордеева, Юрия Долгорукого, Григория Орлова, генсека Брежнева, маршала Рокоссовского (все, заметьте, герои незаурядные, фактурные, сильные). Чтобы таких сыграть, мало иметь рост 1 метр 91 сантиметр — нужно дружить со спортом, держать себя в отличной физической форме.
— Я сам, без режиссеров, всю жизнь стараюсь оставаться в форме, — объясняет Александр Александрович. — Именно занятия спортом сыграли огромную роль в моей творческой биографии.
На съемках «Последней реликвии» ему было 29 лет. Фехтовать (он выбрал шпагу) научился в школьные годы, а мастером спорта стал на втором курсе Киевского театрального института. Надо ли говорить, что на съемках Саша обходился без дублеров — и еще консультировал парт-неров при работе над батальными сценами. Голобородько и сейчас, в свои 81, не обходится без ежедневной зарядки и движения.
Между прочим, он не единственный мастер спорта по фехтованию, подавшийся в артисты. Его коллега по цеху Юрий Стоянов норматив мастера-саблиста выполнил еще до поступления в институт. Он продолжал занятия и в студенческие годы, и уже работая в театре в Ленинграде. Отличную команду фехтовальщиков имел институт культуры в Риге:
— Жаль, сейчас в театральных вузах перестали преподавать спортивное фехтование, осталось только сценическое, — сетует Голобородько. — Отсюда столько ляпов бросается в глаза, когда на шпагах или саблях дерутся люди, не умеющие этого делать. С другой стороны, вот Ума Турман не умеет правильно делать ни одного движения с холодным оружием, а сцены в фильме «Убить Билла» смотрятся красиво: компьютерная техника выручает.
Как вы уже поняли, детство и молодость Александр Александрович прожил на Украине. Как он воспринимает происходящее там сегодня?
— Когда началась Великая Отечественная, мне было три года, но я помню немецкую оккупацию в Днепродзержинске. И теперь приходится задавать себе вопросы: ради чего я и мои родители пережили те тяжелейшие годы? Ради чего наш народ выстрадал тяжелую победу? Тогда в Днепропетровске был учебный центр подразделений УНА-УНСО, окончив который эти «бойцы» свирепствовали против мирного населения Украины. А теперь свирепствуют их идейные наследники. Я люблю Украину, в совершенстве знаю украинский язык. Папа и мама у меня украинцы, и могилы всех предков у меня в Днепродзержинске:
Сейчас стало общим местом утверждение, что при советской власти ущемляли украинскую культуру. На это Голобородько приводит пример из своей жизни. В 1960-м он окончил Киевский театральный институт. Так вот, набор на русское отделение тогда делали лишь раз в четыре года, а на украинский — ежегодно. Такое вот «русское засилье»:
— Я ежегодно бываю в Крыму, это моя вторая родина. Оттуда я был приглашен в кино и в московский Малый театр. Как можно говорить об аннексии, когда мои крымские друзья и родственники до последнего момента панически боялись, что и к ним придут бойцы «Правого сектора»? Сейчас в Крыму масса проблем, но местные жители до сих пребывают в состоянии эйфории от вхождения в состав России.
А вот в Эстонии, чью классику Александру Голобородько пришлось экранизировать, он давно не был. Правда, когда он работал в Малом театре, получил неожиданный привет из Таллина: артисту прислали местный аперитив с названием «Габриэль» и его портретом на этикетке. Говорят, такой напиток до сих пор в Эстонии выпускают.