Работники служб доставки все чаще становятся жертвами разбойных нападений. И среди курьеров стали появляться бывшие боксеры и борцы
Владельцы интернет-магазинов на должности курьеров стали набирать бывших боксеров и борцов, перед выездом из офиса им выдают газовые баллончики и электрошокеры, но даже это не спасает от налетчиков. Что за напасть?
Вообще-то гоп-стоп с доставкой как вид криминальной деятельности появился еще в начале лихих 90-х. Поначалу жертвами налетчиков в основном были скромные разносчики пиццы с копеечными барышами. Казалось, этот вид преступлений канул в прошлое, но сегодня многое из 90-х возвращается к нам уже в другом обличье. Тем более сейчас ассортимент предметов доставки расширился настолько, что у преступников появилась возможность выбора приоритетных целей, среди которых особой популярностью пользуется дорогостоящая цифровая техника и брендовая одежда.
По статистике МВД, с начала 2018 года по всей стране совершено более 5,5 тысячи разбойных нападений и 38 тысяч грабежей. В немалой части этих преступлений пострадали именно курьеры. Причем на сотрудниках служб доставки специализируется определенная категория уголовников, как правило, уже имевших опыт отбытия наказаний в местах лишения свободы. Особо отметим такую хитрость: в сообщницах очень часто фигурирует обаятельная девушка с приятным тембром голоса. Услугами дамы пользуются на подготовительном этапе, а непосредственно перед преступлением она уходит в тень, оставляя завершающую часть операции бандитам.
На практике это выглядит так. «Девушка-покупательница» по телефону оформляет заказ, просит курьера взять с собой несколько дорогих смартфонов разного цвета, чтобы «посмотреть на них живьем» перед покупкой. Дальше нажимает кнопку домофона и впускает в подъезд курьера, на которого тут же совершается нападение. Если такое преступление не раскрыть по горячим следам, доказать потом что бы то ни было будет очень сложно. Преступники оформляют доставки на съемные квартиры — в основном на те, что сдаются внаем на несколько часов и без документов. А то и вовсе на вымышленные адреса.
Схема вроде бы примитивна, но эффективна. Сотрудники служб безопасности пытаются инструктировать курьеров, запрещают им подниматься на этаж и заходить в лифт, если в подъезде есть посторонние мужчины, выдают им перед началом рабочего дня спецсредства, но помогают такие меры предосторожности далеко не всегда. Преступники умеют в случае необходимости оставаться незамеченными и материализовываться перед жертвой в самый последний момент.
Порой преступления совершаются в непосредственной близости от офисных центров, сотрудники которых ежедневно принимают огромное количество доставок. Курьеры подъезжают к ним на автомобилях, по которым не составляет труда определить, какая категория товаров находится внутри. Нападать на человека в людном месте средь бела дня решаются единицы, а вот аккуратно вскрыть развозной пикап и «помочь» курьеру его немного разгрузить — совсем другое дело. Зачастую даже не приходится взламывать замки, потому что водители-экспедиторы по халатности забывают запирать свои автомобили.
В этой ситуации страдает уже не только курьер, но и реальные клиенты, к которым товар так и не довезли. Поэтому онлайн-магазины чем дальше, чем чаще отказываются оформлять доставку дорогостоящей техники или одежды без предоплаты, размер которой может достигать 50% и даже больше. И в случае нападения на курьера клиенты, как правило, лишаются и товара, и денег.
Расследование такого рода преступлений может идти несколько месяцев, и далеко не факт, что преступников удастся найти и задержать. Практика страхования курьерских отправлений в нашей стране еще недостаточно распространена, а сами сотрудники служб доставки, на которых работодатель в конце концов повесит все убытки, не отличаются высокой платежеспособностью и едва ли смогут возместить урон в короткие сроки.