ВЫСТРЕЛ "АВРОРЫ"
Уроженка вологодской деревушки Нина Брусникова, конечно же, не думала, что ее когда-нибудь будут чествовать как космонавта. Правда, и в доярки не собиралась. В вологодском сельхозтехникуме училась на бухгалтера, работала кассиром в совхозе. Даже нянечкой в детсаду умудрилась побывать. "Но, видимо, гены взяли свое (предки мои всю жизнь работали на земле), и я устроилась животноводом в совхоз "Аврора". Начинала гонщиком стада и телятницей. Потом попросилась в доярки. Ну вот и все мои трудовые достижения", - скромничает Нина.
- Зря скромничает! - говорит председатель "Авроры" 31-летний Владимир Жильцов.
С виду - типичный банковский менеджер: строгий костюм, небесного цвета рубашка с галстуком. Он протягивает мне редкий документ - резюме 46-летней доярки. Послужной список таков: "Признана лучшим оператором машинного доения Вологодской области в 2005 году... внедрила метод дробного кормления животных... вырастила пять коров-рекордсменок... добилась рекордных удоев: 9097 кг с коровы за период лактации, ежемесячно надаивает 10-11 железнодорожных цистерн молока..."
- Цифры сухие, но за ними такая жизнь, не соскучишься, - поясняет Владимир. - В три утра проснуться, в четыре - дойка. А сколько раз нужно присесть-встать возле коров за день. Такой фитнес получается - никакой московской барышне не снилось! А простуда тут, ревматизм...
Свою награду Брусникова заработала честно - кровью и потом. В прямом смысле она спасла животноводческий комплекс от пожара.
Сама Нина от "обвинений" в героизме отмахивается. Как все было? На поле загорелась сухая трава. Был ли это поджог или случайность, так и не выяснили. Огонь полз к животноводческому комплексу, где стояли ее буренки. Брусникова кинулась ломать кусты и сбивать огонь. Позвонила пожарным.
Жизнь в деревне полна таких ЧП - то пожар, то потоп, то драка. Потому Нина героической версии (в указе так и было сказано: "За проявленные героизм и самоотверженность при спасении от огня животноводческого комплекса") как-то стесняется. Сама Брусникова считает, что пожар здесь вообще ни при чем.
- Наверное, меня наградили за мои труды. Ведь ни выходных, ни праздников у меня за эти 26 лет работы не было. Когда родились дочка и сын, брала их с собой на ферму. Сажала на стул и передвигала его за собой. И так весь день. Бывало, они и в желоб с навозом соскальзывали. Да что там, всего не перескажешь!
КРЕМЛЬ В ТУМАНЕ
Деревню Хорошево, что в часе езды от Вологды, редко потрясают телевизионные новости. Но когда по центральным каналам показали сюжет, где президент вручал Брусниковой звезду Героя России, люди глазам своим не поверили: "Да это ж наша Нинка!" Никто из хорошевцев не знал о предстоящем награждении. Даже сама доярка.
- О награде мне сказали только 4 октября в Москве. Узнала бы раньше - никуда бы не поехала, осталась дома, - убеждала Брусникова. - А так объяснили, что меня включили в состав вологодской делегации тружеников села на встречу с министром сельского хозяйства Алексеем Гордеевым. "Концерт посмотришь, на выставку "Золотая осень" сходишь". Вот тебе и концерт...
Собралась доярка в столицу быстро. Положила в сумку туфли и голубой костюм, который специально купила с подругой в Вологде. Прическу сделала в московской парикмахерской, когда направлялась на прием к Гордееву. Министр-то и рассказал ей о президентском указе. И успокоил ее: "Да не бойся, мы сами переживаем".
- Что там было в Кремле, плохо помню. Все как в тумане. Президент вручил цветы, я его поблагодарила. Снимок на память. Каким он мне показался? Да обычным, простым. А вот я себе не понравилась потом в телевизоре. Вся какая-то взволнованная. Даже успокаивающие капли тогда не помогли.
Брусникова до сих пор принимает лекарства: в Москве она напрочь потеряла сон и покой. До сих пор спать не может. Мы сидим в ее однушке обычной трехэтажки (в деревне много панельных домов). Простенькая мебель из советских времен. На столе - букеты цветов, мобильный телефон, подаренный председателем совхоза. В шкафу - швейная машинка. "От мужа досталась. Он у меня несколько месяцев назад умер от инфаркта. Было Андрею всего 48 лет. Жаль, не дожил до моего награждения. Вот ходила к нему на могилу. Рассказала, что было со мной в Москве".
ЗВЕЗДА БЕЗ ОХРАНЫ
Нина Владимировна достает из шкафа коробку с Золотой звездой: "А правда, говорят, что надо ее в сейфе хранить, чтобы не украли? Ума не приложу, кому она может понадобиться?" Награду она решила надевать только по торжественным случаям: "Не на работу же к коровам носить!"
- "Звезду" обмыть успели? - интересуюсь у героини.
- А как же! Когда вернулась домой, с односельчанами поехали в кафе, где отмечали День сельхозработника. Опустили "звезду" в хрустальную салатницу с водкой, пустили по кругу. Все как положено. Потом родные домой пришли. Они тоже были в шоке. Дочь Татьяна, как узнала о моем возвращении, в одной ночнушке сюда прибежала. Ее валерьянкой отпаивали. Даже внуки поздравляли. Старшая спрашивала: "Бабушка, а как ты в телевизор попала? Там же тесно!"
"НОВАЯ РУССКАЯ"
На ферму после возвращения из Москвы Брусникова шла с опаской. Как встретят ее другие доярки, с которыми она проработала много лет? "Иду на утреннюю смену и всю дорогу переживаю: как бы товарки не осудили. Но все обошлось". Девчата поддержали: "Молодец ты, Нинка! И коровы тебя любят, и президент. Должны же в нашей жизни и праздники быть?"
Зато в самой деревне нашлись и те, кто ей откровенно позавидовал: "А почему награду дали именно Брусниковой, чем она лучше других?"
Таких людей она не осуждает: "Пусть говорят". Трудно объяснить, что на всех "звезд" (как и пожаров) не хватит.
- Завистников у нее, конечно, прибавилось, - соглашается председатель "Авроры" Владимир Жильцов. - Не умеют у нас люди радоваться чужим успехам. О награде они скоро забудут, но когда Брусникова начнет получать деньги от государства за Героя России, молва пойдет с новой силой. С такой прибавкой на Вологодчине ее живо в "новые русские" зачислят. А какая она "новая"? Впрочем, завистников всегда меньшинство.
Пока бродил по деревне, услышал про другие подвиги Брусниковой. Например, про то, как она уговорила начальство взять дважды судимого селянина на ферму, когда от него отвернулась семья. Сейчас мужик встал на путь исправления: завязал с выпивкой и хулиганством, вернулся к жене. "Только за одно это Нине можно было дать Звезду", - говорит он сам.
- Сейчас я уже ни о чем не мечтаю, - признается мне Брусникова, вертя в тяжелых руках свою геройскую звездочку. - Дети пристроены. Работа есть. Платят неплохо: бывает до 15 тысяч в месяц заработок доходит. Так что я никому не завидую, даже себе. Если бы на моем месте в Кремле оказался другой человек, только бы порадовалась за него.
...Фотографию с президентом Брусниковой обещали прислать из Москвы в ближайшее время. Вместе с наградой и букетом цветов ей подарили чистенький фотоальбом.
- В него и вклею этот снимок. Начну, так сказать, жизнь с чистого листа. Как вы думаете, не поздновато?