Предполагается, что в процессе реформирования МПС будет создано ОАО "Российские железные дороги". Учредителем его выступит правительство РФ, причем в государственной собственности будут находиться все сто процентов акций компании. Сумма уставного капитала превысит аналогичный показатель таких крупнейших естественных монополий, как РАО "ЕЭС России" и Газпром, вместе взятых.
Уже на первом этапе реформы намечается в корне изменить систему управления железнодорожным транспортом, разделить функции государственного регулирования и хозяйственного управления. Все 17 железных дорог РФ войдут в ОАО "РЖД" на правах его территориальных подразделений. Именно на эту компанию будет возложено оперативное управление перевозочным процессом, финансовое планирование, а в ведении МПС останется осуществление государственной политики и нормативно-правовое регулирование работы отрасли.
Как подчеркивалось на совещании, необходимость перевода отрасли на рыночные рельсы назрела давно, и уже имеются все предпосылки для открытия частных дочерних предприятий, которые возьмут на себя, к примеру, пригородные перевозки, ремонт путевого хозяйства, подвижного состава. В дальнейшем коммерческие структуры получат доступ и к пассажирским перевозкам.
Сеть конкурирующих предприятий, по мнению разработчиков программы, позволит привлечь в отрасль частных инвесторов, что сейчас практически невозможно. Уже в ближайшей перспективе для этого будет создана соответствующая правовая база.
На состоявшейся после совещания пресс-конференции заместитель министра путей сообщения Анна Белова привела такой пример. Согласно действующему законодательству федеральное министерство не имеет права выходить на рынок заимствования капитала. Так, МПС не может взять кредит у Дойчбанка, хотя тот готов к инвестициям в отрасль и согласен вложить свои средства на обновление подвижного состава, в чем давно уже возникла острая необходимость.
Как утверждает зам. министра, железным дорогам без современных рыночных механизмов просто не выжить. Предполагается, что в результате реформы производительность труда на железнодорожном транспорте возрастет как минимум вдвое. Что же касается затрат на эти цели, то 90 процентов их будут покрыты за счет отрасли.
Это дает основания надеяться, что реформирование отрасли, от положения в которой в какой-то степени зависит жизнь каждого из нас, произойдет не особо болезненно для кошелька россиян. При этом важно учесть и интересы работников самой отрасли, а их около полутора миллиона человек. Вот почему на осуществление всей программы отводится десять лет. Она будет осуществляться постепенно, шаг за шагом, и корректироваться с учетом полученных уже результатов.