ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ

Одержимое катастрофами телевидение на минувшей неделе превзошло в этом все мыслимые и немыслимые пределы. Обрушившийся на наши бедные головы нескончаемый поток информации, связанной с затонувшими кораблями и разбившимися самолетами, могли выдержать разве что зрители с крепкими нервами. Пытливый Владимир Познер в новой программе ОРТ даже поинтересовался у одного из участников эфира: как, мол, вам живется эти два месяца в режиме катастроф?

ОРТ все еще продолжает поиск итогового выпуска, который мог бы стать достойным завершением недели. В воскресенье состоялась премьера такой передачи, автором и ведущим которой стал Владимир Познер. Не мудрствуя лукаво, придумали название - "Времена" (сказывается родовая связь с "Временем"), претендующее, разумеется, на осмысленную, обобщенную картину событий, случившихся за неделю. Судя по первому выпуску, намеревались представить некий смешанный телепродукт, не повторяющий программы, которые уже выходят на других каналах, но сочетающий в себе элементы информационно-аналитического и новостного жанров, а также ток-шоу, где непременно должна участвовать собравшаяся в студии и настроенная на дискуссию аудитория.
Замысел, надо сказать, довольно рискованный, что и подтвердилось в первом же выпуске. Владимир Познер, профессионал высокого класса, в своих прошлых программах показал способность интеллигентно провести какую угодно дискуссию, но отчего-то в этой передаче изрядный опыт ему почти не пригодился. Он ограничился только беседами с приглашенными чиновниками да несколькими так называемыми экспертами. Так что ожидавшегося "гласа народа" от молча просидевших в студии "свободно собравшихся людей" так никто и не услышал. Их и снимали как-то странно: то сверху, то сзади - будто безликую, неподвижную, функционально не востребованную массу. Тогда для чего, спрашивается, приглашали? Для декорации, что ли?
Телевидение, похоже, боится общения с "народом". Можно себе представить, что бы тут поднялось, предложи Познер высказаться аудитории, например, по поводу выявленных Счетной палатой злоупотреблений, связанных с использованием бюджета, который выделен Чечне на послевоенное восстановление. Или о положении ветеранов-чернобыльцев, отказавшихся от своих орденов. Уж если ведущий не преминул заметить, что "уровень недоверия к властям у тех, кто смотрит эту передачу, очень велик", то и надо было использовать возможности телевидения, чтобы "власти" услышали "недоверчивых" - в студии их наверняка присутствовало немало. Но Познер до конца держался "успокоенческой" позиции и завершил выпуск, пожелав зрителям на прощание "приятных сновидений".
На фоне событий недели, связанных с катастрофами, эти слова воспринимались почти издевательски, хотя ведущий в соответствии с общим тоном передачи хотел, видимо, чтобы они были поняты адекватно. Мол, зачем бессмысленно ломать копья, если распорядок жизни уже определен без нашего с вами участия? Ведь, как сказал поэт, "времена не выбирают - в них живут и умирают".
Зато иначе прошел очередной "Глас народа" на НТВ, где состоялся эксклюзивный показ фильма "Курск", снятого норвежскими водолазами-спасателями, один из которых - Поль Динессен стал участником программы. "Человеческие истории глазами норвежских спасателей и тех, у кого погибли близкие", - так отрекомендовала этот фильм ведущая Светлана Сорокина. Как любое эмоциональное свидетельство, он производит, конечно же, сильное впечатление, и вряд ли к нему надо подходить с общепринятыми оценками. Но все же один эпизод, где снята истерика Надежды Тылик, матери погибшего подводника Сергея Тылика, мне показался избыточным. Наверное, не стоило так подробно останавливать на нем внимание. Тем более если она сама признается в фильме, что ей стыдно за свою несдержанность.
Несдержанности хватило и в студии. "Да черт вас подери!" - повысила голос Сорокина, резко прервав одного из выступающих, осмелившегося высказаться о том, что "развертывается виток истерии против нашей армии". Но при этом она долго терпела другого участника, буквально с пеной у рта выкрикивающего сердитую филиппику в адрес властей. Гневные жесты ведущей воспринимались не иначе, как явное нарушение правил: ясно же, что люди собрались в студии для того, чтобы высказать собственную точку зрения, а не дудеть в одну дуду.
Но в разговоре, где с самого начала ощущались заданность и определенная направленность, оппонирующие соображения вообще не были предусмотрены. Дискуссией все это считать вряд ли можно: покричали, помахали руками, выпустили пар - и только. Правда, к концу, хотя и с большим трудом, все же вышли к более или менее внятной теме - о том, что в нашей стране человеческой жизнью рискуют непростительно легко. Спорить тут было не о чем, да и время закончилось.