МФЦ: приходите завтра!

Корреспондент «Труда» стал свидетелем цифрового коллапса в родной столице

В минувшую субботу я стал свидетелем цифрового коллапса в родной столице. Получил от ворот поворот в Многофункциональном центре обслуживания в районе Раменки: системы связи и программы не работают, документы не оформляются. Не хотелось сразу разочаровываться в широко разрекламированных цифровых услугах, честно прождал два часа в надежде, что современнейшие сервисы заработают. Напрасные надежды.

Пока ждал, успел пообщаться с сотрудниками МФЦ и даже с руководством. Они сообщили, что программный сбой произошел по всей Москве. Озабоченные работники, которым предписано быть вежливыми и предупредительными, разворачивали на входе прибывающих граждан и тщетно пытались дозвониться в службу технической поддержки.

Такое ощущение, что город подвергся цифровой атаке. Однако из разговора с персоналом МФЦ стало понятно: такие ЧП не редкость. Сбои происходят регулярно: криво написанные программы, дешевое компьютерное обеспечение: Обычные болезни отечественной цифровой индустрии.

Если верить словам сотрудника МФЦ, все центры по Москве не работали в течение нескольких часов. Значит, тысячи людей, пришедших оформить регистрацию, паспорта, справки, денежные пособия, маялись в ожидании. Самое удивительное: ни одно из многочисленных СМИ, имеющихся в распоряжении столичных властей, не сообщило о сбое ни в субботу, ни в воскресенье, не предупредило москвичей.

Мои попытки дозвониться в тот день до телеканала «Москва 24», радио «Говорит Москва» не имели успеха. Они взахлеб рассказывали о том, как комфортно живется москвичам. Федеральные каналы вещали о событиях в Нагорном Карабахе, Белоруссии, о предстоящих дебатах Трампа с Байденом, до москвичей ли тут... Не удалось получить комментарий ни в одной пресс-службе города. В городской справочной порекомендовали обращаться в департамент информационных технологий правительства Москвы, но и тут никто ничего не комментировал.

Порылся в интернете. Последний подобный сбой, о котором официально сообщалось, произошел в январе 2019-го. Цитирую ТАСС: «Техническая неполадка, которая возникла в работе столичных центров «Мои документы» и стала причиной задержек в предоставлении услуг, устранена... По состоянию на 19.30 мск технический сбой в центрах госуслуг Москвы устранен. Центры «Мои документы» работают в штатном режиме... Ранее сообщалось, что из-за технического сбоя обслуживание клиентов не прекращалось, но увеличилось время оказания услуг. Работу по восстановлению штатной работы систем вел департамент информационных технологий Москвы».

Заметим, тогда имели место задержки в обслуживании клиентов. В прошедшую же субботу их вообще не обслуживали и даже не пускали в офисы «Мои документы».

А между тем в соцсетях нетрудно найти информацию о многочисленных регулярных проблемах в работе МФЦ, о которых не сообщают ни СМИ, ни власти. Есть такое сообщение и о сбое в тех же Раменках весной текущего года. Комментарии пользователей — непечатные. А между тем миссия МФЦ формулируется так: «Способствовать повышению открытости органов государственной власти, налаживанию диалога и укреплению взаимопонимания между гражданами и властью». Какой уж тут диалог? С одной стороны молчание, с другой — высказывания граждан, в которых многие слова пришлось бы запикивать.

Да, от сбоев никто не застрахован. Но почему о них не сообщать публично, не предупреждать граждан, чтобы те не тратили зря время и нервы? И почему нет разбора причин сбоя, анализа недостатков?

В субботу, не выдержав двухчасового ожидания, решил сделать повторную попытку на следующий день: авось все наладится. В воскресенье вроде бы все работало. После сорокаминутного оформления документов сотруднику МФЦ оставалось только нажать кнопку и отправить заявление в нужную инстанцию. Но тут опять вышел технический сбой!

Придется наведаться в офис «Мои документы» в третий раз. Шаблонная фраза советского чиновника «Приходите завтра» никуда не делась и в наш информационный век в лучшем городе Земли.