Все крупные российские авиакомпании получили из Киева уведомления о запрете полетов в украинские города. Росавиация подготовила зеркальный ответ в отношении украинских перевозчиков. Речь пока не идет о запрете транзитных полетов, которые закроют небо для гражданской авиации сопредельных стран. Но иностранные конкуренты в воздухе и отечественные перевозчики на земле уже потирают руки: из этой воздушной войны они точно выйдут победителями. А заплатят за все, как всегда, пассажиры.
По оценке Минтранса, около 70% пассажиров, пользующихся услугами наших авиаперевозчиков, составляют граждане Украины. То есть украинские власти, вводя запреты на полеты российских компаний, наказывают прежде всего собственных граждан. Вполне возможно, что это и есть главная цель Киева, который, не считаясь с потерями, проводит курс на разрыв отношений с Россией.
За амбиции закусивших удила политиков на этот раз предлагают расплатиться авиаперевозчикам. Как сообщила Росавиация, еженедельно в Киев, Одессу и Львов из Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута осуществляется около 120 рейсов, три четверти из них приходится на рейсы «Аэрофлота» и «Трансаэро». Недельный пассажиропоток составляет около 15 тысяч человек. А есть еще клиенты национального перевозчика «Международные линии Украины», который летает из Киева в Москву, Санкт-Петербург и Калининград плюс рейсы из Одессы в Москву.
А вот если дело дойдет до запретов на транзит, то это ударит практически по всем компаниям обеих стран, совершающим международные полеты. К примеру, попавшим под санкции нашим авиаперевозчикам придется при следовании на запад облетать украинскую территорию - через Турцию и Болгарию, Белоруссию и Польшу. То есть, что бы там ни придумали власти в Киеве, российские граждане будут летать в Европу, но авиакомпаниям и пассажирам это будет обходиться несколько дороже.
Тем более запреты не смогут перекрыть поток пассажиров из Украины в Россию и из России на Украину. Просто перевозками на этих маршрутах займутся авиакомпании сопредельных стран. Белоруссия уже объявила о намерении увеличить количество рейсов в Киев и другие крупные украинские города. Крупные западноевропейские авиакомпании также попытаются занять освобождающуюся нишу и увеличить количество рейсов через Россию с посадкой на Украине. Пересадка и транзит приведут к потере времени и уже более существенным затратам - эксперты не исключают, что авиабилеты подорожают на 10-15%.
А это наверняка приведет к перераспределению пассажиропотока в пользу наземного транспорта. Сегодня за полет из Москвы в Киев надо отдать 4,5-5 тысяч рублей. Плацкартный билет на поезд стоит порядка 3 тысяч рублей, а дорога занимает 13 часов, включая пограничный досмотр.
Можно также добираться на автобусе, тут уже придется потратить еще 4-5 часов, зато и цена билета - всего 2 тысячи рублей. После подорожания авиабилетов передвигаться наземным транспортом будет в два-три раза выгоднее, чем воздушным. И наверняка найдется куда больше желающих провести ночь в кресле автобуса или на полке под стук вагонных колес, потому что экономия существенная. Особенно для сотен тысяч украинских гастарбайтеров, приезжающих в Россию на заработки.
Вчера опрошенные нами крупнейшие российские авиаперевозчики подтвердили, что билеты в украинском направлении бронируются только до 25 октября. Если запрет вступит в силу, то авиакомпании будут вынуждены ликвидировать свои представительства в украинских аэропортах и увольнять персонал. Без работы останутся сотни специалистов, которых некем будет заменить, если придет пора восстанавливать воздушное движение между странами. А в том, что это рано или поздно случится, никто не сомневается.
С недоумением авиационную блокаду, затеянную Киевом, воспринимают в Международной ассоциации руководителей авиапредприятий (МАРАП). Это влиятельная организация, представляющая профессиональные интересы руководителей авиационного бизнеса всех субъектов Федерации России и некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья.
«Буквально на днях мы проводили очередной форум и даже представить себе не могли, что маразм авторов этой безумной идеи запретов зайдет так далеко, - заявил «Труду» заместитель генерального директора МАРАП Владимир МУЗАЛЕВ. - Действия киевских властей не поддаются логике и здравому смыслу. Это напоминает действия парашютиста, отрезающего стропы в процессе прыжка».
По некоторым данным, потери от введения санкций Россией обойдутся Украине в 42 млн долларов в год. Плюс убытки от простоя самолетов «Международных авиалиний Украины», летающих в Россию, - это еще более 10 млн долларов.
«Наши авиакомпании подготовились к очередному кульбиту украинских властей. Эта блокада, конечно, отразится на их экономическом состоянии, но не настолько катастрофично. Большая часть наших рейсов на Украину совершается с минимальной рентабельностью, а маршруты в Центральную Европу уже сейчас проходят через Белоруссию. Теперь перед «Аэрофлотом», «Трансаэро», «Уральскими авиалиниями» стоит задача перераспределить свои полеты внутрь России. И я не исключаю, что в итоге это принесет пользу авиапассажирам глубинки», - заключает Музалев.
Слово эксперту
Александр Герасимов, командир лайнера А-320 авиакомпании «Аэрофлот»:
- Очень обидно ощущать нарастающую напряженность в отношениях с соседями. Мне много раз доводилось летать в Киев, Одессу, Донецк, пока еще там существовал местный аэропорт. Летали всегда с удовольствием, никакого дискомфорта не испытывали ни в полете, ни на земле. Неприятности начались в последние пару лет, когда на аэродромах вдруг стали прокалывать колеса шасси, разрисовывать корпуса наших самолетов. То, что происходит сегодня, - это несусветная глупость, которая наносит ущерб и компаниям, и пассажирам. Я точно знаю, что так же думают и наши украинские коллеги - профессия-то у нас одна, учились мы вместе, летали в одних небесах. Идея закрыть для нас украинские аэропорты - это попытка подбросить еще уголька в костер взаимной неприязни. Никаких других объяснений быть не может.
А в это время...
Вчера международный аэропорт «Одесса» приостановил обслуживание рейсов авиакомпании «Трансаэро». Как сообщили в пресс-службе аэропорта, причиной стало не решение ввести запрет на полеты, а долги конкретной российской авиакомпании.
В этот же день в аэропорту турецкой Анталии был задержан вылет рейсов «Трансаэро» в Москву, Омск и Екатеринбург. В зале ожидания скопилось свыше пятисот пассажиров, которые не могли вовремя вернуться домой. Причиной задержки также были названы долги второй по величине российской авиакомпании. В пресс-службе самой «Трансаэро» заговорили о шантаже со стороны контрагентов, которые «предъявляют требование одновременно оплатить все долги, образовавшиеся за весь период ее предыдущей деятельности».
Напомним, что чиновники Минтранса давно говорят о банкротстве «Трансаэро». Росавиация направила авиакомпании «Трансаэро» телеграмму, в которой предложила остановить продажи билетов. Окончательное решение судьбы компании, однако, постоянно откладывалось, и неудивительно, что у должника возникли проблемы с аэропортами. Это наглядно показывает, что неразворотливость чиновников способна создавать проблемы отечественным компаниям еще до того, как вступят в силу запреты на полеты.