Постановка прошла в Государственном Кремлевском дворце
На сцене Государственного Кремлевского дворца «Реквием» Верди превратили в светомузыкальное представление «Судный день». Организаторы обещали захватывающее зрелище в модном 3D-формате, а вышла пугающая квинтэссенция пошлости и глупости.
«Реквием» — одно из самых исполняемых сочинений Джузеппе Верди. Может, оттого, что очень созвучно нашему сумасшедшему времени с его глобальными угрозами и пророчествами о конце света. Написанная великим итальянцем «Заупокойная месса» (таков смысл латинского слова «реквием»), несмотря на религиозную форму, с момента премьеры в миланском соборе Святого Марка в мае 1874 года крайне редко звучит под сводами храмов, в основном в концертных залах. Это единственное масштабное произведение, написанное Верди не для оперного театра. «Великий старец» панически боялся смерти. «Зачем так много и трудно работать, чтобы потом умереть?!» — вопрошал он. Именно противостояние страху смерти и есть основная идея его «Реквиема». Лишь только ради этого произведения Верди не раз лично становился за дирижерский пульт.
Ныне в Кремле симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» дирижировал Дмитрий Юровский. Задействовали сразу три хора — Капеллу имени Юрлова, хор Академии хорового искусства и «Мастеров хорового пения». Солировали по большей части очень достойные певцы — сопрано из «Мариинки» Татьяна Павловская, меццо Елена Заремба, чье имя связано с Большим театром, всемирно известный грузинский бас Паата Бурчуладзе и итальянский тенор Массимилиано Писапиа — единственный, кто выпадал из ансамбля, то и дело откровенно фальшивя.
На сцене творилось что-то, мягко говоря, странное. Итальянский режиссер Паоло Мичике глумливо перетасовал части траурной католической мессы, лихо заставив артистов начать действие с исполнения финала. А иллюстрацией к сакральной музыке стали банальные видеопроекции (никакого обещанного 3D!) из репродукций знаменитых фресок Микеланджело в Сикстинской капелле Ватикана. На огромном, 28×14 метров, экране грандиозные сюжеты «Страшный суд», «Сотворение Адама», «Бог, создающий Землю и размещающий Солнце и Луну на небе» сначала раздавливали публику крупным планом, а потом распадались на бессмысленные детали, утрачивая свое величие. В конце концов все пришло к демонстрации грязных индустриальных пейзажей, вперебивку с которыми мелькали гигантские портреты Верди: то посмертный, то прижизненный.
Вот и все супершоу «Судный день». Музыкантов жаль, а горе-продюсерам, которые, похоже, в своем стремлении заработать побольше денег не боятся ни Бога, ни черта, так и хочется предложить не останавливаться на достигнутом: устроить цирковое ревю «Распятие» или гала-фейерверк «Голгофа». Вот только Кремлевскому Дворцу не пристало работать в стиле ночных клубов.