Вот уже полгода жители подмосковной Трехгорки не платят за квартиры. Владельцы квартир уверяют, что они вовсе не злостные неплательщики, а жертвы мошенничества. Они бы и рады заплатить, вот только не знают кому, ведь в почтовые ящики каждый месяц приходят платежки от разных управляющих компаний.
Жильцы заподозрили неладное, когда, оплатив очередную квитанцию, получили следующую уже через неделю. На этот раз счет за коммунальные услуги выставила другая компания. «Сначала думала оплатить и вторую бумажку, но спохватилась: ведь ровно за эти услуги уже рассчиталась, — рассказала «Труду» жительница Трехгорки Екатерина. — Пока выясняли, откуда взялась вторая платежка, нам отключили горячую воду».
В похожей ситуации оказались жители сразу нескольких российских городов. В Саратове и Нижнем Новгороде уже четвертый год идет война управляющих компаний за многоквартирные дома. Причем страдают от этого не только поставщики воды и электричества, перед которыми скапливаются огромные долги, но и сами жильцы, которым за эти долги перекрывают воду и отключают свет. Разобраться, какая квитанция истинная, а какая — от жуликов, порой невозможно, ведь мошенники прибегают к уловкам.
Например, левые компании обычно выставляют платежки на сумму меньше реальной стоимости оплаты коммунальных услуг. Расчет простой: человек, получив две квитанции, скорее оплатит ту, в которой указана меньшая сумма. А еще подкрепляют липовый документ грозным предупреждением о выселении или листовкой с предложением подобрать жилье в отдаленных районах, где оплата «коммуналки» обходится дешевле.
Как быть? «Для начала необходимо обратиться в обе компании с просьбой предоставить необходимые документы: протокол решения общего собрания собственников жилья или протокол решения конкурсной комиссии об отборе управляющей организации. Во-вторых, действующие договоры с ресурсоснабжающими организациями. Есть еще один путь — обратиться напрямую в эти самые ресурсоснабжающие организации и узнать, какая компания переводит им деньги от жильцов», — советует юрист Александр Курсаков.
Правда, в ситуациях с двойными платежками не всегда замешаны мошенники. Иногда после смены управляющей компании жильцы продолжают получать квитанции от обеих. В таком случае для того, чтобы не потерять уже заплаченные деньги, стоит обратиться в новую УК с просьбой осуществить перерасчет.