Вперед, красно-синие!

Корреспондент газеты «Труд» провела один день в экспрессе до аэропорта Шереметьево

Устроиться работать на фирменный состав до Шереметьево, Домодедово и Внуково труднее, чем в обычную пригородную электричку. «Труд» выяснил, кого железнодорожники называют элитой и как проходит рабочий день кассиров и машинистов красных экспрессов.

Утром на терминале аэроэкспресса на Белорусском вокзале людно: у кассы стоят несколько человек за билетами до аэропорта, ещё по два-три пассажира — у каждого пункта приема багажа. В комнате отдыха на кожаном диване расположилась кассир Ирина. Она завивает блестящие темные волосы в локоны. Вместе с ней к рейсу готовится коллега Галина. В её руках — зеркальце, помада и все остальные атрибуты привлекательной представительницы прекрасного пола. Для пассажиров надо всегда выглядеть аккуратно и красиво. Девушки не похожи на обычных кассиров, которые инспектируют пригородные электрички с большими сумками. Из формы те обычно надевают только жилетку. А зимой — теплое фирменное пальто.

Кассирши компании «Аэроэкспресс», которая и занимается доставкой пассажиров до аэропорта, одеты в красную парадную форму — юбка ниже колен, пиджак, галстук и белая блузка. На ногах классические черные туфли. К девушкам, которые проверяют билеты у пассажиров, предъявляются особые требования. Желательно профильное образование или опыт работы, обязательно надо уметь общаться на английском, ведь едва ли не большая часть пассажиров — иностранцы. Важен и внешний вид — аккуратная прическа и изысканный маникюр.

Рулевые экспресса

После смены в комнату входит машинист с фамилией, больше подходящей пилоту, — Самолетов. Именно он в конце августа впервые провел рейс Белорусский вокзал — Шереметьево. До этого красные аэроэкспрессы ходили с Савеловского вокзала. Теперь на этом вокзале они лишь останавливаются на одну минуту.

«Все ли машинисты могут работать на экспрессе?» — спрашиваю я у Игоря Самолетова. «Только самые опытные — первого или второго класса», — отвечает он. Для этого нужно проработать на железной дороге не менее пяти лет. А Самолетов мало того что больше 25 лет проработал, так ещё и почетный железнодорожник. Это звание дается не просто так, а только самым опытным и профессиональным машинистам. А без опыта работы и профильного образования можно рассчитывать на вакансию помощника машиниста. Например, напарник Игоря Самолетова пришел на железную дорогу сразу после армии и работает уже два года.

С чего же начинается рабочий день машиниста? С посещения врача — для сотрудников красных экспрессов медосмотр проходит особенно строго. Игорь Самолетов рассказывает: «Как только заступаем на смену, идем на медкомиссию, нам измеряют давление и пульс. Дышим в „трубочку“ — это проверка на наличие алкоголя в крови. Потом идет инструктаж — и на поезд». Медкомиссию машинисты и помощники машиниста проходят и перед сменой, и после. Последнее — как проверка, не употреблял ли сотрудник алкоголь во время работы. Что будет, если алкоголь обнаружат, вполне предсказуемо: такой сотрудник больше управлять экспрессом не будет. Сама смена длится 12 часов. Если в 6 утра начинается, то в 6 вечера заканчивается. Получается, что машинисты работают четыре смены — две дневные, две ночные, а потом двое суток дома. За 12 часов бригада совершает до 8 рейсов. Поесть удается между рейсами. И на вокзале, и в терминале Шереметьево есть комнаты отдыха. А в кабине машиниста имеется микроволновка. Это тоже особый «бонус» для бригады экспрессов. В обычных электричках не то что микроволновки нет, но даже развернуться сложно.

Практически все машинисты когда-то работали в пригородных поездах. Поэтому им есть с чем сравнивать. «Пассажиры разные. В экспрессах народ серьезнее», — отмечает Игорь Самолетов. Он трудился на пригородных поездах, ходивших в Дубну, Савелово, Желтиково, Кубинку. В них и работать порой опасно: случаются драки пассажиров, пьяные разборки. Люди портят двери, сиденья, могут ради шутки нажать стоп-кран. В аэроэкспрессах гораздо спокойнее. Отличается и внешний вид работников — машинисты и их помощники в экспрессах всегда одеты в белую рубашку и фирменную синюю форму с погонами. В обычных пригородных электричках рубашки у сотрудников синие. Условия труда тоже другие. Здесь в кабине машиниста просторнее и есть универсальный пульт управления. В каждом вагоне имеются камеры наблюдения, а не только кнопки связи с машинистом. Можно всегда посмотреть, как дела у пассажиров. Ещё одно отличие красных экспрессов — это большое лобовое стекло. Через него обзор лучше, зато и кабина нагревается больше. Но машинистам это не страшно: у них есть климат-контроль. Правда, меня почему-то больше всего поразил не он, не непонятные обывателю кнопки, рычажки и мониторы и даже не рупор, в который железнодорожник что-либо объявляет, а педали управления, похожие на педали для гигантского фортепьяно.

Красный состав

Аэроэкспресс стартует в Шереметьево с Белорусского вокзала отдельно от других пригородных электричек, поэтому его пассажиры не смешиваются с дачниками или жителями Подмосковья. Они выходят из терминала прямо к красному составу.

В каждой электричке трудится по два проверяющих — разъездных билетных кассира. В эту смену работают Галина Белкина и Ирина Ситдикова. Девушки признаются, что у кассиров удобный график — сутки через трое, он позволяет совмещать работу и учебу. За сутки работы кассирам удается и отдохнуть — ночью они спят в комнате отдыха в терминале.

Галина и Ирина учатся на последнем курсе Московского государственного университета путей сообщения, их специальность связана с безопасностью пассажиров. Кроме того, каждый месяц они ходят на занятия для кассиров экспресса — повторяют тарифы, посещают тренинги по английскому языку, психологии и медицине.

Сейчас поверх нарядной формы девушки накинули синие пальто — на улице холодно, идет дождь. «У нас есть теплые пальто на осень и на зиму», — говорит Галина. «И заматываемся красным шарфом, чтобы нас издалека было видно», — добавляет Ирина.

За один рейс каждый кассир проверяет от 20 до 400 человек. У каждой из них есть валидатор — специальное устройство для считывания кода с билета или: с мобильного телефона. Как же туда попадает специальный код? Очень просто: когда пассажир покупает билет через электронный терминал на вокзале или в аэропорту, то ему на мобильный приходит сообщение с ссылкой. Если эту ссылку активировать, на дисплее мобильника появляется код. Кассир прислоняет к нему валидатор, и на его дисплее становится видно, когда пассажир купил билет. На обычных электричках об этом пока ещё не слышали: там только бумажные билеты или проездные.

Трудности переезда

Пассажиры прячут проездные документы в кошельки и сумочки и размещаются. Они ставят свои чемоданы в специальные шкафы-отделения, которые есть в каждом вагоне.

«А что, после Савеловского вокзала остановок не будет до Шереметьево?» — взволнованно спрашивает мужчина. «Нет», — отвечает Ирина. Пассажир облегченно вздыхает и идет в вагон смотреть телевизор. Кассиры показывают пассажирам, как можно включить свет над сиденьем, где находится туалет (а он есть в каждом вагоне). «Бывает, что люди даже не знают, с какого вокзала ехать. Приходят к нам с билетами до Домодедово. Мы смотрим по билетам, подсказываем, как лучше добраться», — говорят девушки. Кассир в экспрессе — это не только человек, который проверяет билеты. Один из вагонов в поезде предназначен специально для маломобильных граждан, и сотрудницы часто помогают этим пассажирам попасть в электричку и пристегнуть ремень безопасности. Можно даже заранее позвонить на горячую линию аэроэкспресса, и тогда кассиры встретят человека и разместят его.

Курсы первой помощи — тоже не просто так. Галина и Ирина вспоминают: недавно в экспрессе был случай, когда при посадке пассажир чувствовал себя прекрасно, но во время пути ему стало плохо — эпилептический приступ, и он упал в проход. Хорошо, что кассиры делают несколько обходов во время следования поезда, они помогли пассажиру и вызвали «скорую» к терминалу аэропорта.

Ближе к небу

У подмосковной Лобни аэроэкспресс сворачивает с общего пути на собственную колею — до аэропорта остается чуть больше 8 километров. Первую половину в окнах мелькают только деревья, а потом появляются дома и здания Шереметьево. Наконец красный состав въезжает в терминал.

«Видите, стоят тележки? Их можно бесплатно взять и довезти вещи до автобуса или нужного терминала», — говорят кассиры. Они показывают пассажирам, как добраться до бесплатного автобуса в Шереметьево-1. Надо выйти из терминала, где стоят аэроэкспрессы, и спуститься вниз. Путь на автобусе займет ещё 10 минут. После того как девушки провожают пассажиров, они идут отдохнуть — есть по крайней мере полчаса до того, как нужно будет ехать обратно. Внутри терминала не только два пути для экспресса, но и несколько магазинов, кафе, зал ожидания. Часть пассажиров спешит на рейсы. Другие остаются гулять по терминалу или идут пить кофе. В это время в составах проводится уборка. А к экспрессу спешит сотрудник, который моет вагоны. Он уже вооружился ведром и шваброй. На перрон подходят новые пассажиры, а команда красно-синих сотрудников экспресса готовится к новому рейсу до Москвы. Длиною всего 35 минут.

Факты

Источник: собственные данные