СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ПОТОМ ПРОСТИ

В небольшой воронежской деревушке жили-были два соседа. Тихо и мирно жили, можно сказать, душа в душу. Так бы и продолжалась эта идиллия, если бы местный совхоз не преобразовался в акционерное общество.

Совхозные земли, на которых соседи привыкли пасти свою личную скотину, продали под застройку, а наши горе-герои стали с тех пор грызться за каждый пучок травы для своих коровушек. В конце концов дошло до рукоприкладства, и один из непримиримых животноводов вышел из рукопашной с переломом ключицы.
Участковый популярно объяснил "мастеру" рукопашного боя, что содеянное им - предусмотренное статьей 112 Уголовного кодекса РФ умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, за что в перспективе ему "светит" до трех лет лишения свободы. И помчался потенциальный зэк к соседу вымаливать прощение.
Уже к вечеру соседи очень уважали друг друга, а наутро вместе пришли в милицию заявить о мире. В милиции отказались "закрыть" дело. Начальник отделения разъяснил, что на освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим в соответствии со ст. 76 УК РФ может рассчитывать только человек, совершивший преступление небольшой тяжести, а, сломав оппоненту ключицу, виновный совершил преступление средней тяжести. Однако горемыки решили для очистки совести обратиться к прокурору, и дело в конце концов все ж таки было прекращено.
На счастье обвиняемого, в ныне действующих законах обнаружилась масса противоречий. Нашлись такие нестыковки и в регламентации прекращения уголовного дела. Оказывается, Уголовный кодекс (ст. 76) в связи с примирением сторон разрешает "закрыть" дело, как и говорили в милиции, лишь по преступлениям, за которые можно назначить не более двух лет лишения свободы. Но одновременно действует и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, статья 25 которого позволяет суду, прокурору, а также следователю и дознавателю с согласия прокурора на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой (максимально возможное наказание 2 года лишения свободы) или средней (максимальное наказание не более 5 лет заключения) тяжести.
Вот прокурор и решил, что передавать дело в суд нецелесообразно. Однако другим забиякам в аналогичных ситуациях может и непоздоровиться. Ведь по закону освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением сторон - не обязанность, а право соответствующих сотрудников правоохранительных органов. И дано оно лишь на тот случай, когда человек впервые совершил преступление, примирился с потерпевшим и загладил причиненный тому вред.
При этом обязательно должно учитываться мнение потерпевшего. Кстати, хотелось бы предупредить обиженных и покалеченных граждан о крайней нежелательности принятия поспешных решений. Практика показывает: чтобы избежать ответственности, виновный готов наобещать златые горы, но довольно часто забывает о своих посулах сразу после прекращения дела. Поэтому, садясь за письмо прокурору, помните, что ваш отказ от претензий к виновному окончателен.