88 ВОПРОСОВ И ОДНА ПРОБЛЕМА
230 лет назад Дени Дидро добрался из Парижа в Петербург.
88 ВОПРОСОВ И ОДНА ПРОБЛЕМА
230 лет назад Дени Дидро добрался из Парижа в Петербург. Собираясь в Россию по приглашению Екатерины II, он рассчитывал быть принятым императрицей для обстоятельной беседы. Однако двери Екатерины оказались открытыми для почетного гостя практически ежедневно.
Чтобы хоть как-нибудь разобраться в этой удивительной стране, философ составил целых 88 вопросов на самые разнообразные темы. И, представьте, все они были заданы царице. В результате появились "Записки", которые, надо полагать, стали изложением их многочисленных разговоров. Своего рода программа неотложных действий для России. Главная и любимая идея просветителя - необходимость третьего сословия, которое, разумеется, может появиться в результате развития промышленности и торговли.
Что тогда третье сословие - то сегодня средний класс. Уже и имя новое придумали, а он у нас все растет, да никак не вырастет. Поэтому рекомендации великого француза, данные Екатерине Великой, по-прежнему актуальны.
ФИГУРАЛЬНО ВЫРАЖАЯСЬ
Трудно быть символом. Всяк норовит использовать и даже употребить в своих идеологических целях. Возьмем, скажем, всемирно знаменитую фигуру - статую Свободы, мелькающую к месту и не к месту. Идеологический бренд, символ Америки. Или не менее знаменитые "Рабочий и колхозница", ставшие символом советской эпохи. Узнаваемы до полного невосприятия. Правда, тяжкий крест (точнее - серп и молот) популярности нести вдвоем все-таки легче, чем свой факел одиночке Свободе.
Есть два повода вспомнить сегодня о "Рабочем и колхознице". 6 октября исполняется 50 лет со дня смерти автора этой монументальной скульптуры - Веры Игнатьевны Мухиной. Второй повод - предстоящая реставрация изрядно обветшавшего и прохудившегося монумента. Со дня на день "Рабочий и колхозница", достигнув вполне пенсионного календарного возраста, покинут свое привычное место, чтобы через два года вернуться сюда же на более высокий постамент помолодевшими и оздоровленными.
Когда-то, в 1937 году, эта пара, венчавшая павильон Советского Союза на Международной выставке в Париже, произвела настоящий фурор. Вот такое, например, неожиданное признание Вере Мухиной: "Ваша скульптура ударила нас, французских художников, как обухом по голове"...
К сожалению, наша эпоха - эпоха приватизации - не получила пока адекватного отражения в жанре монументального искусства. И какая фигура могла бы его выразить? Неужели фигура обобщенного олигарха на фоне действующей модели нефтяной качалки?