ТОЛЬКО БЕЗ ПАНИКИ

Недавно Союз журналистов России, обеспокоенный "перехлестом" негативной информации в СМИ

Недавно Союз журналистов России, обеспокоенный "перехлестом" негативной информации в СМИ (прежде всего на ТV), собрал на пресс-конференцию группу авторитетных экспертов. Те заявили, что нынешняя информационная политика многих телеканалов (когда катастрофы, погибшие люди, искалеченные дети, сцены человеческого горя не сходят с телеэкранов) формирует в обществе атмосферу безысходности. Это так же негативно сказывается и на имидже России. Кто станет инвестировать капиталы в страну, в которой страшно жить ее собственным гражданам?
В развитых странах средства массовой информации давно научились правильно управлять эмоциями толпы и этически корректно рассказывать о кризисных ситуациях. Наглядным примером такой работы служит освещение прошлогодней трагедии 11 сентября в США, когда при огромном количестве погибших зрителям не было показано ни одного трупа. А журналисты в короткий срок сумели погасить панику в американском обществе и показать всему миру сплоченность и патриотизм нации.
"Устным или печатным словом, картинкой на телеэкране человека можно тяжело ранить, а иногда и убить", - считает профессор московского НИИ психиатрии Юрий Полищук. По мнению известного психолога Сергея Кара-Мурзы, на частом показе негатива по телевидению настаивают рекламодатели, так как высчитано, что, например, зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей, удовлетворяя подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти).
Но среди выступлений прозвучало и другое мнение. Социолог Тамара Науменко напомнила, что в 90-е годы преступность в России увеличилась в три раза. В прошлом году зарегистрировано три миллиона преступлений. Количество беспризорных детей достигло четырех миллионов, а число нищих, проституток и наркоманов никто даже приблизительно не назовет.
Согласно социологическим данным на заданный прохожим на улицах Москвы вопрос: "Хотели бы вы получать больше правдивой, пусть и негативной информации?" положительный ответ дали 61 процент респондентов. Народ хочет знать правду, какой бы горькой и неприглядной она ни была. А огульным обвинением журналистов во всех бедах кое-кто хотел бы отвлечь внимание граждан от истинных причин негативных социальных явлений в стране. Журналисты действуют в рамках Закона РФ "О средствах массовой информации".
Очевидно, проблему излишнего "катастрофизма" в СМИ можно будет решить, если все ответственные и заинтересованные лица сообща выработают определенные морально-этические нормы.
Примечательно, что приглашения к разговору Союз журналистов России разослал всем руководителям телеканалов. Но никто из них на встречу не явился. А жаль.