В отношениях России с мусульманским миром, боюсь, возникает и будет возникать в будущем немало
В отношениях России с мусульманским миром, боюсь, возникает и будет возникать в будущем немало проблем, объективных и субъективных, пристрастных. За последние два года был сделан определенный выбор - куда должна идти Россия. Наш внешнеполитический вектор обозначен теперь весьма, на мой взгляд, внятно- это Европа и Запад в целом. Россия - европейская страна, 82 процента ее населения русские, в подавляющем большинстве православные. Тем не менее у нас очень силен мусульманский компонент. И если мы говорим, что живем в многоконфессиональном государстве, что у нас внутри существует мощный исламский фактор - почти 20 миллионов человек с их интересами, проблемами, спецификой, с выходом на остальной мусульманский мир, то Россия, безусловно, не может позволить себе проводить по отношению к этому миру такую же политику, как, скажем, Запад, в том числе США. У Вашингтона специфические геополитические интересы, которые далеко не во всем совпадают с российскими.
Хотят ли нас столкнуть с исламом? Так жестко вопрос, видимо, не стоит. Я бы сформулировал его по-другому. России надо в принципе определить, что для нее означает мусульманский мир в целом, и разобраться, с кем и как надо себя вести. То есть выяснить, каков практический интерес России в мусульманском мире и чем интересны ему мы. Пока, к сожалению, ответа на это нет.
С одной стороны, мы озабочены сохранением своих позиций там, где это не так и нужно. С другой - мы, скажем, не всегда понимаем суть происходящих в мусульманском мире процессов. Ведь Россия - это качественно новое национальное государство со своими интересами. Это отнюдь не означает, что прежде мы должны полностью уйти из мусульманского мира, а потом туда возвращаться. Мы должны там остаться, но так, чтобы соблюсти наш собственный интерес и не пойти на конфронтацию с мусульманским миром.
В чем сейчас нас обвиняют? В том, что мы дружим с наиболее радикальными антизападными режимами, составляющими, по выражению президента Буша, "ось зла". При всей специфике этих режимов я бы не стал им огулом приписывать какую-то повышенную агрессивность. Практика показывает, что, за исключением нападения Ирака на Кувейт в 1990 году, никаких особо опасных агрессивных поползновений с их стороны не было.
Что касается талибов и предсказаний, что они, мол, были "в состоянии завтра дойти до Волги, а послезавтра до Москвы", то я их скорее считаю некоей специфической мутацией. Даже для исламского радикализма они представляли нечто особенное, скорее исключение. Талибы строили свое исламское государство и не собирались выходить за пределы Афганистана, но оказывали, отнюдь не бескорыстно, поддержку международному терроризму, за что и были наказаны...
Упрекать нас в связях с Ираном неправомерно. Это большое и достаточно сложное государство. Там есть либерал-президент Мохаммад Хатами, который говорит, что готов к диалогу с самими американцами. С моей точки зрения, тот нажим, который оказывается на Иран (а существует версия, что следующей мишенью для США после Багдада станет именно Тегеран), приведет к тому, что там будут укрепляться позиции самых консервативных клерикальных сил. Загнанные в угол, они действительно могут пойти на непредсказуемые шаги.
Существует ли проблема исламского терроризма? Я бы сказал так: существует проблема терроризма радикально настроенных мусульман- экстремистов, которые используют отдельные элементы ислама, доведенные в их произвольном толковании до абсурда. И опасность этого явления двоякая. Во-первых, непосредственная угроза для жизни людей, а это мы видели не только 11 сентября, но и регулярно наблюдаем в России и в других местах. И во-вторых, появление искаженного образа ислама. После тех памятных терактов, хотим мы того или нет, "исламская угроза" проникла в массовое сознание. Планируемая разборка с Ираком только способствует укреплению негативного образа ислама. И это очень серьезно. Как изменить негативный "имидж" ислама? Это общая проблема. То, что мы - две основные конфессии - будем жить во всем мире бок о бок в постоянном напряжении, - очевидно. Особенно остро это ощущается в России, поскольку негативное восприятие ислама накладывается в массовом сознании на Чечню, на безобразия кавказских войн и постоянно создает ощущение "внутреннего противника". События 11 сентября - это косвенный удар и по России.
Есть ли выход? Надо постепенно и постоянно понижать уровень напряженности в отношениях между религиями. Я не хочу говорить о каких-то грядущих межконфессиональных столкновениях, но у нас нет недостатка в социальных, межэтнических конфликтах. А практика показывает, что как только к ним добавляется межконфессиональный элемент, - это тут же приобретает самодовлеющий характер. В этом отношении нашим политикам и особенно журналистам надо взять на вооружение всем известный врачебный принцип "Не навреди!". Если в чем-то не уверен, не озвучивай и не тиражируй собственное заблуждение. Возьмем, к примеру, понятие "джихад". Во всем мире вбили в голову, что это синоним тотальной войны и резни "неверных". А на самом деле - это мирное понятие, означающее приложение усилий в богоугодных высокоморальных целях.
Как нам в это сложное время требуются терпимость, корректный диалог, желание выслушать и понять друг друга, наконец, строгое соблюдение гражданского законодательства...
В царской России весьма бережно относились к мусульманам. Да, была и христианизация, но не в таких масштабах, как о том трубят некоторые недобросовестные адепты ислама. Но когда читаешь российские законы о том, как надо беречь мулл, помогать им деньгами, уважительно относиться к мусульманам-офицерам в российской армии, как их награждать, как их поддерживать, - картина в корне меняется. Выходит, царская власть думала о том, что в России есть мусульмане и обижать их нельзя, поскольку все они российские подданные.
Что же касается исламского экстремизма, то можно быть исламским фундаменталистом и сидеть на кухне, рассуждая, как хорошо было при пророке Мухаммеде и неплохо бы восстановить такой порядок. Так считать - его право, но только действовать надо строго в правовых рамках, тогда нет места экстремизму.
Есть другая категория активных мусульман. Они устраивают демонстрации в поддержку введения некоторых норм мусульманского права - шариата, но окон, как говорится, не бьют, придерживаясь общих норм правопорядка. Наконец, существует и самая последняя стадия, когда люди берутся за оружие, плюют на все и уничтожают тех, кто их взглядов не разделяет... Бороться надо не столько с фанатичными идеями, укоренившимися в отдельных головах, сколько с социально-экономической практикой, эти идеи порождающей. Многие наши мусульмане вполне серьезно ставят вопрос о введении шариата в местах их компактного проживания. Нельзя с порога говорить, что это исламские экстремисты. Это проблема, открытая для нормального, спокойного обсуждения.
Вспомним хотя бы дагестанских радикалов. На административном здании в одном из их поселков было написано: "Исламская территория. Российская Федерация". Там не было сепаратизма. Из-за чего же поднялся народ? Из-за острейших социальных проблем, из-за взяток милиции, из-за административных поборов и произвола. "Ваххабиты", к примеру, вытаптывали посевы опийного мака, поскольку выступают против наркотиков, а местная мафия на этом зарабатывала немалые деньги. Не следует недоверием, подозрительностью и отчуждением загонять интересующегося исламом человека с его кухни в стан экстремистов.
Недавно я побывал в Кабардино-Балкарии и много общался с теми, кого там называют ваххабитами. Они в принципе никакого отношения к ваххабизму не имеют, называют себя ханафитами и занимаются возрождением ислама. Чего греха таить, в республике есть и действительно экстремистски настроенные люди. Но в руки правоохранительных органов зачастую попадаются не они, а совершенно невиновные парни, которые действуют легально, в строгом соответствии с законом. Мне рассказывали, что некоторые из них были арестованы по подозрению в причастности к взрыву в Пятигорске. Не один месяц просидели они в кутузке, а потом их отпустили. Вот и получается, что наш опыт борьбы с исламским экстремизмом какой-то отчетно-бюрократический. Политика властей на местах порой ожесточает людей, загоняет их в угол, подталкивает к экстремистским выходкам. Не надо забывать, что в основе межрелигиозных и межнациональных конфликтов лежат все-таки социально-экономические причины. Их и надо устранять в первую очередь.