УКРОЩЕНИЕ "ТАЙФУНА"

В ночь на 2 октября 1941 года солдатам немецкого восточного фронта было зачитано обращение Гитлера в связи с началом операции "Тайфун".

Утром того дня главные силы группы "Центр" устремились из района Смоленска к нашей столице, расширяя полосу прорыва танковых дивизий генерала Гудериана, которые смяли красноармейские части за двое суток до этого. В наступление перешли два миллиона отлично вооруженных вояк, почти две трети танков и моторизованных дивизий, действовавших на восточном фронте. По численности они превосходили соединения Красной Армии в 1,4 раза, в орудиях и минометах - в 1,8 раза, в танках - в 1,7 раза и в самолетах - вдвое.
- Анализ имеющихся архивных документов показывает, что наступление врага на московском направлении после двухмесячного относительного затишья застало советское командование врасплох, - рассказывает ведущий научный сотрудник института военной истории Б. Невзоров. - К исходу 2 октября немцы глубоко вклинились в нашу оборону. Через день пал Орел, над частями Брянского фронта нависла угроза окружения. Такая же ситуация сложилась на Ржевско-Вяземском рубеже обороны. Генерал А. Еременко обратился в Ставку с предложением отвести войска на тыловой рубеж, но получил отказ. На такую же просьбу генерала И. Конева Сталин вообще не ответил. Лишь через два дня "добро" на отход поступило. Но было уже поздно. К концу первой недели октября кольцо окружения наших войск под Вязьмой замкнулось, вскоре был закрыт и "брянский котел". В окружение попали 64 дивизии из 95, 11 танковых бригад из 13, 50 артиллерийских полков из 62. Почти все пути к Москве оказались открытыми. Слабое прикрытие на Можайской линии обороны, где окопы и бетонные доты не были готовы и наполовину, не гарантировало от внезапного прорыва вражеских танков.
В середине октября из Москвы стали срочно эвакуировать государственные учреждения, военные заводы, началось и памятное всем ветеранам паническое бегство...
Стоит ли сегодня, когда известно, чем закончилась эта эпопея, подробно вспоминать о катастрофическом начале битвы? Думается, необходимо. Иначе родившиеся после войны поколения не смогут оценить в полной мере подвиг отцов и дедов. Скажем, в дни трагической Брянско-Вяземской оборонительной операция в октябре 1941 года, когда оказавшиеся в окружении советские войска пытались вырваться с боями из "котла" и в течение трех недель сковывали продвижение 48 дивизий гитлеровцев. Каждый день отсрочки прямого штурма столицы тогда много значил. За это время Ставка сумела подтянуть резервы с других фронтов и из сибирского тыла. Брешь в обороне была закрыта. Наши войска под командованием возглавившего Западный фронт Г. Жукова, хотя и слабо вооруженные (винтовки собирали у павших на поле боя) вместе с вырвавшимися из окружения остатками 34 дивизий, используя подготовленные жителями Москвы и Подмосковья оборонительные сооружения, к концу октября остановили наступление врага.
Мы склоняем головы перед соотечественниками, павшими в тех жестоких сражениях, сражавшимися даже в "котлах". Больше трехсот тысяч бойцов и командиров было убито, тяжело ранено, пропало без вести. В плену, по немецким данным, оказалось 663 тысячи человек.
Два месяца вели тяжелые оборонительные бои защитники Москвы, неся тяжелые потери, пядь за пядью отходя все ближе к столице. И на подступах к ней остановили врага. А 5 - 6 декабря, подтянув новые резервы, Красная Армия перешла в контрнаступление. И к середине весны отбросила дивизии вермахта за сотни километров. Молниеносная война провалилась.
Победа в Московской битве стала провозвестником коренного перелома в Великой Отечественной и во всей второй мировой войне.