Почему китайцы не ездят на самокатах

Как развивается сектор шерингового транспорта в Китае

В то время, когда в России обсуждают, как сделать удобным и безопасным каршеринг и прокат самокатов и велосипедов, в Китае от некоторых этих способов передвижения давно отказались. В тоже время прокат велосипедов давно стал популярным у китайцев, превратившись в атрибут повседневной жизни для многих городских жителей.

Согласно исследованию информационно-консалтинговой организации «Бида», первая партия шеринговых велосипедов появились на улицах китайских городов примерно 14 лет тому назад. Тогда они были совсем незнакомой новинкой для китайцев, равно, как и понятие «шеринг» (по-китайски «гунсян», 共享 - совместное пользование). Ныне они наравне с автобусами и такси являются одним из самых популярных видов транспортных средств в китайских мегаполисах, и даже в поселках.

Яркий пример — Пекин, китайская столица с 19-миллионным населением. Сейчас на местном рынке велошеринга услуги предлагают три ведущих бренда, чьи велосипеды отличаются по цвету: светло-желтый «Мэйтуань», нежно-зеленый «QingjuBike» и синий «Hellobike». Местные жители ласково называют их «сяохуан» (желтенький), «сяолюй» (зелененький) и «сяолань» (синенький), что отчасти отражает любовное отношение людей к этим средствам передвижения.

В густонаселенных мегаполисах, как Пекин, их не всегда легко найти в нужный момент. Не трудно представить, как радуется в утренний час пик торопящийся на работу человек, обнаружив в укромном уголке шеринговый велосипед. Особенно, если этот пассажир вышел из метро и ему остается преодолеть «последнюю милю» до рабочего места.

Все шеринговые велосипеды оборудованы электронным замком, для открытия и закрытия которого достаточно отсканировать прикрепленный к раме QR-код через соответствующие приложения в смартфоне. Тариф весьма «милый» — 1,5 юаня за каждые 30 минут (порядка 18 рублей). При этом все бренды предлагают своим клиентам и более выгодные тарифные пакеты. К примеру, пакет на сумму 16,8 юаня для «Мэйтуань», по которому в течение целых 30 дней велосипед можно использовать 20 раз с единоразовой продолжительностью поездки не более 1 часа. Вдобавок пользователи могут также копить на своем абонентском счету бонусные баллы, так что, чем больше катаешься, тем больше скидок идет в копилку.

Удобство, простота использования и дешевизна, а также польза для здоровья сделали шеринговый велосипед одним из наиболее распространенных и любимых видов общественного транспорта у городских жителей. По мере его развития зародился даже новый модный тренд — экскурсии по городу на шеринговом велосипеде. Например, в последние годы в период летних каникул центральные улицы Пекина наводняются армией велосипедистов, среди которых в основном молодые люди из различных уголков страны. Пользуясь велошерингом, им удается осмотреть главные достопримечательности столицы. Примечательно и то, что к такой армии присоединяются все больше и больше иностранцев, в том числе и россияне.

Как свидетельствуют данные Пекинского городского комитета по делам транспорта, за прошедший 2023 год число использований велошеринга в городе достигло 1,09 млрд человеко-раз, причем ежедневный показатель составил в среднем 2,99 млн человеко-раз, что на 12,8 процента больше, чем в 2022 году.

Популяризация велошеринга соответствует целям зеленого и низкоуглеродного развития, к которым так стремится Китай в настоящее время, и помогает в сокращении трафика и нагрузки на общественный транспорт. Поэтому городские муниципалитеты поощряют развитие сектора услуг велошеринга. В то же время принимаются различные регламенты его работы, чтобы обеспечить упорядоченное и устойчивое развитие этого сектора услуг.

Так, в Пекине в ключевых местах массового скопления или потока людей — у станций метро, вблизи супермаркетов и торговых центров, около больниц и вузов, в районах главных достопримечательностей и коммерческих зон — яркими полосами на асфальте указаны специальные зоны для стоянки шеринговых велосипедов. Пользователей, которые припарковали велосипед неправильно, в первый раз ожидает предупреждение от приложения велошеринга, а во второй раз штраф в размере двух юаней, в третий раз — пяти юаней. Помимо этого, ежедневно по всему городу мобилизуются примерно 2 000 сотрудников и 500 единиц техники для распределения и размещения велозапасов по улицам, а также для обеспечения нормальной эксплуатации и техобслуживания шеринговых велосипедов. Также в регулярном порядке инспекторы выезжают, чтобы своевременно убрать припаркованные в неподходящих местах велосипеды, забрать с улиц поврежденные. Вместе с этим, почти во всех городах с учетом реальных условий введен контроль за количеством шеринговых велосипедов, запущенных в эксплуатацию.

Что касается каршеринга в Китае, то дело обстоит совсем по-другому. Поначалу в сверхкрупных городах, таких как Пекин, Шанхай и Гуанчжоу чуть позже велошеринга появилось ограниченное число автомобилей совместного использования. Однако частота их использования долгое время находилась на низком уровне. На каждый шеринговый автомобиль приходилось максимально 30-50 пользователей в месяц. И теперь, по мере массового оттока инвестиций с этого рынка, каршеринговые авто почти полностью исчезли с улиц мегаполисов.

Многие из отраслевых обозревателей отмечают, что уход сервиса каршеринга с рынка в основном объясняется нерентабельностью для предприятий-операторов, множеством проблем с управлением каршерингом, а также негативным опытом пользователей.

Открытие предприятия каршеринга требует больших капиталовложений. Средства уходят не только на закупку автомобилей, но и на покрытие повседневных издержек в ходе эксплуатации. Это и аренда парковок, и зарядка электромобилей, и страховые взносы, и техобслуживание, и ремонт. Эти издержки колоссальны, но главное, что трудно рассчитать их объем, что серьезно сдерживает возможности предприятий получать прибыль и расширять сеть предоставляемых услуг.

Как говорят эксперты рынка, каршеринг в Китае столкнулся с серьезной конкуренцией со стороны куда более созревших и удобных, как с точки зрения эффективности эксплуатации, так и с точки зрения уровня управления, форматов передвижения, таких как онлайн-сервис по вызову такси. Яркий пример DiDi Taxi — китайский Uber или аналог Яндекс Такси. Также в Китае развит карпулинг — совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков, а также традиционные услуги автопроката. Все более широкое внедрение бюджетных и малогабаритных частных электрокаров также составило конкуренцию каршерингу.

Немаловажную роль сыграл и не всегда благополучный опыт пользователей. Они нередко сталкивались с плохим техническим состоянием машин, сомнительной чистотой салона. На последнее обстоятельство стали обращать особое внимание после пандемии коронавируса. Есть и проблема возврата залога при отказе от использования автомобиля.

Каршеринг создал транспортным ведомствам новые вызовы, включая обработку растущего числа жалоб при возврате залога, сложное разделение ответственности при дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях правил дорожного движения.

Эксперты и аналитики сходятся во мнении: чтобы снова активировать рынок каршеринга, необходимы совместные усилия предприятий, правительственных ведомств и инвесторов, ориентированные на обновление бизнес-моделей, а также совершенствование политических мер в соответствии с меняющейся рыночной средой и повышение качества сервиса для потребителей.

А пока что вместо каршеринга в очень многих менее крупных городах Китая бурно развивается шеринг электровелосипедов, которые эксплуатируются и управляются по правилам, схожим с шерингом обычных велосипедов. Кстати, в конце мая текущего года Пекин первым из четырех сверхкрупных мегаполисов Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь) запустил пробный режим работы шеринговых электровелосипедов на некоторых участках в Пекинской зоне технико-экономического развития на юго-востоке города.

Шеринг самокатов и электросамокатов в Китае пока не развивается. Давайте возьмем в пример Пекин. В отличие от Москвы, где этот вид шеринга расширяется, сервис проката самокатов и кикшеринга, в китайской столице вообще запрещен. Кататься на самокатах или электросамокатах на основных улицах и проспектах нельзя, поэтому о сервисе их проката речи пока нет. Городские правила дорожного движения Пекина запрещают использование самокатов, электросамокатов и гироскутеров в качестве транспортных средств на дорогах. Запрет связан с тем, что они по характеристикам не принадлежат ни к моторным транспортным средствам, ни к не моторным транспортным средствам, а должны быть отнесены к видам специальной техники, не подлежащим использованию на дорогах.

Для таких крупных российских городов, как Москва, развитие шеринга самокатов и электросамокатов понятно: пробки на дорогах заставляют искать альтернативу для передвижения, а почти полное отсутствие велодорожек тормозит развитие велопроката. А в мегаполисах Китая, в том числе Пекине, имеется очень развитая сеть велодорожек и вспомогательные инфраструктурные объекты, что обусловливает распространение велошеринга. Несмотря на это, никто не исключает, что перспективы развития кикшеринга в Китае все-таки есть.