Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод может гордиться уже тем, что на 14 лет старше Дня работника нефтяной и газовой промышленности. Праздник был учрежден Президиумом Верховного Совета СССР 28 августа 1965 года в ознаменование успешного освоения нефтегазового потенциала Западной Сибири. Отраслевой праздник появился в СССР в первое воскресенье сентября 1980 года. Ну а Новокуйбышевский НПЗ в нынешнем сентябре отмечает 65-летие.
Главное богатство завода — люди, коллектив тружеников, профессионалов, влюблeнных в своe дело и посвятивших этому свою жизнь. Гордость предприятия — трудовые династии, для которых профессия стала судьбой, а добрые семейные традиции передаются из поколения в поколение. Для этих людей опыт старших — не только главное наследие, но и наказ честно трудиться, быть достойными своей фамилии.
Второй дом для династий
К примеру, общий трудовой стаж заводской династии Сивцовых (Вороновых, Подлипновых) насчитывает 500 лет! Династии Сударкиных — более 400 лет. И таких фамилий на НПЗ не один десяток. Из чего следует, что и для страны, и для работников это хороший завод, для многих ставший вторым домом.
А Светлана Потапова (из династии Сивцовых) даже за своего мужа Сергея вышла еще и потому, что встретила суженого на НПЗ. «Если человек работает на нашем заводе, значит, он серьезный, ответственный, дисциплинированный — здесь характер вырабатывается», — рассудила Светлана. И внучка Геннадия Сивцова (родоначальника династии, впоследствии ставшего генеральным директором НПЗ) Светлана Семибратова тоже на заводе встретила свою судьбу -старшего мастера Александра. А еще в Новокуйбышевске родилась другая знаменитая династия нефтепереработчиков Солдатовых, в которую влились другие заводские семьи — Логутовы, Елисеевы...
Новокуйбышевский НПЗ создавался уже после войны. Но условия были совершенно «фронтовые», как и сроки, и спрос: в 1950-м началось строительство первых установок, в сентябре 1951-го их запустили, а 5 ноября с завода ушел первый железнодорожный состав с бензином марки А-56.
Строительство НПЗ началось именно в те послевоенные годы, когда потребность в горючих материалах была как никогда остра и актуальна. Народ тружеников и инженеров строил новую промышленность, рвался к вершинам прогресса, стремился покорять новые территории, моря, небо и космос.
Площадку выбирали с учетом двух факторов. Во-первых, Куйбышев уже в то время был крупным транспортным узлом — железнодорожным и водным. Во-вторых, главное сырье — нефть — добывалась в близлежащих регионах. В итоге за первые 15 лет работы НПЗ здесь построили и запустили больше сотни технологических установок (в среднем 7-8 в год!). Эти установки производили около 150 наименований продукции: топливо, масла, сжиженные и сухие газы, битумы, катализаторы и различное сырье для построенных по соседству нефтехимкомбината и завода синтетического спирта.
В газетах Новокуйбышевский НПЗ вполне заслуженно начали именовать флагманом отечественной нефтепереработки, первооткрывателем в освоении передовых технологий, кузницей высококвалифицированных специалистов. И действительно, к 1971 году на территории предприятия насчитывалось уже 120 технологических установок, а объемы переработки нефти были одними из самых высоких не только в СССР, но и в Европе.
Кроме того, именно здесь впервые в отечественной нефтепереработке были освоены уникальные процессы гидроочистки керосинов, а также каталитический риформинг бензиновых фракций. Как следствие, Новокуйбышевский НПЗ первым в стране начал выпуск топлива для реактивных двигателей, смазочных масел для ракет-носителей и... для легковых автомобилей. За все это завод регулярно получал переходящие знамена, а в 1966 году предприятию вручили высшую государственную награду — орден Ленина.
Вспоминается только хорошее
Этой наградой заводчане гордятся и сегодня: в заводском Музее трудовой славы к нынешнему юбилею открыта отдельная экспозиция, посвященная 50-летию вручения предприятию высшей награды СССР.
Кстати, там есть любопытная информация о том, что «уровень механизации на предприятии на 1 декабря 1964 года составил 51?%, в то время как в 1958 году он был равен 20%». Из чего можно понять, как нелегок был в начальный период труд нефтепереработчиков. Но они были молоды и полны энтузиазма.
«Честно говоря, когда после института устраивался на завод, даже не думал, что мне тут так понравится, — признается один из представителей династии Солдатовых — оператор УЗК Сергей. — А понравилось прежде всего из-за коллектива: все были молодыми, можно сказать, мы вместе взрослели».
Экономист Ольга Логутова (в девичестве — Солдатова) подтверждает: жили дружно и весело. Хотя и работа была нелегкой, и в жилищно-бытовом отношении тоже: кто-то жил на съемной, кто-то в коммуналке. «Но мне всегда хотелось работать там, где трудились мои родители», — подчеркивает Ольга.
«У нас был очень хороший коллектив, — соглашается еще одна Солдатова — Тамара. — Настолько дружно работали и жили, что вспоминается только хорошее...»
Но были и минусы, когда прорехи в технологии затыкали энтузиазмом ради «повышенных обязательств» к очередному празднику.
Один из родоначальников династии Сударкиных — Григорий — вспоминает об одном таком случае, когда перед Днем Октябрьской революции случился форс-мажор: на установке дистилляции вышли из строя два котла из четырех, которые обеспечивали процесс нужной температурой. Установка теряла почти половину производительности, а для безопасного ремонта оборудование требовалось заглушить — что грозило срывом социалистических обязательств. Ситуацию спасли. «Пошли на риск, в течение получаса заварили повреждения и через шесть часов котлы уже работали в нормальном режиме», — вспоминал потом Сударкин. А ведь работы выполнялись «на грани».
«Тогда такие поступки были в порядке вещей: перевыполнить план любой ценой, не подвести бригаду, победить в соревновании, — оправдывается теперь Григорий Алексеевич. — Сегодня никакой риск не может быть оправдан производственными задачами, на первом месте — жизнь и здоровье человека...»
И Тамара Солдатова подтверждает: «Сегодня на нашем предприятии, как во всей компании «Роснефть», безопасности на производстве уделяется особое внимание. Одних средств спецзащиты на заводе появилось столько, что перечислить невозможно, — на разные виды работ, на любой сезон. Все выдается со строго регламентированной периодичностью. И люди понимают, что работа на опасном производстве налагает повышенную ответственность. Ведь на кону не только здоровье, но и жизнь.
Получите знак качества
Объективности ради надо сказать, что сегодняшний Новокуйбышевский НПЗ мало напоминает тот, прежний. Приведем пример: в 1988 году здесь ввели крупнотоннажную установку первичной переработки нефти АВТ-11 с блоком подготовки нефти, заменившую восемь (!) установок ЭЛОУ-АВТ первого поколения. Пуск АВТ-11 решал несколько производственных задач: увеличение отбора светлых нефтепродуктов, улучшение качества сырья для вторичных процессов, а также состояния воздушного бассейна за счет многократного сокращения выбросов в атмосферу. Впервые на заводе здесь был внедрен электронно-вычислительный комплекс.
А в 2010 году с целью получения бензинов стандарта Евро прошел этап реконструкции колонны К-4 ЭЛОУ-АВТ-11, что позволило улучшить процесс отбензоливания стабильного катализата с установок каталитического риформинга.
Уточним: эта реконструкция стала одним из этапов нового витка развития НПЗ. Ибо в 2007 году предприятие вошло в состав НК «Роснефть» — лидера российской нефтяной отрасли. После чего на заводе началась реализация масштабной программы модернизации. По сути, рождение предприятия будущего.
Конец 2014 года стал знаковым в новейшей истории завода. В эксплуатацию ввели сразу две мощные установки — каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора CCR и низкотемпературной изомеризации ПГИ-ДИГ/НК-280.
Сегодня на Новокуйбышевском НПЗ продолжается модернизация. На заводе ведется строительство комбинированного комплекса гидрокрекинга. Крупнейший технологический объект сможет перерабатывать тяжелую нефть и производить из нее светлые углеводороды — дизельное топливо, керосин и бензин высшего экологического стандарта. Глубина переработки сырья составит 96% — таким показателем могут гордиться только мировые лидеры нефтепереработки.
Сегодня АО «Новокуйбышевский НПЗ» производит топливо для всех видов транспорта: автомобильного, авиационного, железнодорожного, речных и морских судов, компоненты смазочных масел, битумы, кокс, продукты нефтехимии. Железнодорожным, автомобильным и речным транспортом продукция предприятия — около 30 видов — отгружается во все концы страны и за кордон. География поставок насчитывает около 80 регионов России и страны ближнего зарубежья.
И уже в прошлом году НК НПЗ досрочно перешел на полный выпуск автобензинов и дизельного топлива высшего экологического стандарта Евро-5, обеспечив соответствие выпускаемой продукции требованиям технического регламента Таможенного союза.
Помимо этого из года в год участие НК НПЗ во Всероссийском конкурсе «100 лучших товаров России» приносит заводу золотые и серебряные знаки качества выпускаемой продукции. В конкурсе-2015 очередные два вида продукции вошли в российский список лучших товаров.
Живы традиции и завод
«Нефть — это наша жизнь, но не вся наша жизнь — нефть», — говорят на Новокуйбышевском НПЗ. А потому в нынешнем году в очередной раз выпустили в Волгу... мальков стерляди. 4500 двух- трехмесячных рыбешек, достигших, как выражаются специалисты, «уровня жизнестойкости обитания в естественной среде». Выпуск рыбной молоди в Волгу происходил под надзором министра природопользования области Александра Ларионова и экспертов Росрыболовства, которые пообещали малькам долгую жизнь — до 30 лет и немалый вес — до 15 килограммов каждой особи.
С целью восполнения водных биологических ресурсов завод ежегодно проводит подобные экологические акции.
Новокуйбышевский НПЗ в последние годы причисляется к «экологически лояльным» предприятиям, планомерно модернизирующим производство и ответственно относящимся к природоохранным составляющим своей деятельности. «Думаю, не случайно завод стал победителем первой степени областного конкурса «Эколидер-2016», — говорит Александр Ларионов.
С министром согласен и один из самых активных экологов-общественников Сергей Семак. «Общее направление изменений положительное, — говорит он об экологической ситуации в регионе. — Это связано с уменьшением выбросов и сбросов в окружающую среду в ходе модернизации производств в нашем городе».
Положительные перемены заметны в социальной политике предприятия. С 2007 года, когда НПЗ перешел во владение «Роснефти», завод начал поэтапную реализацию программы обеспечения своих ветеранов корпоративными пенсиями. С того же 2007 года на заводе действует программа НК «Роснефть» по обеспечению сотрудников ипотечными компенсациями. Среди тех, кто получил поддержку от НК НПЗ, — много семей с детьми.
За последние шесть лет Новокуйбышевский НПЗ при поддержке НК «Роснефть» направил на благотворительные проекты около 700 млн рублей. Помощь оказывается десяткам городских учреждений города — детским садам, школам, учреждениям дополнительного образования, культуры, спортивным организациям.
Кстати, по итогам федерального этапа Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности — 2015» Новокуйбышевский НПЗ был удостоен Гран-при и награжден дипломом. Это высокая оценка: ведь в конкурсе участвовало 319 претендентов из 54 субъектов Российской Федерации.
А у себя дома, в Самарской области, в таком же соревновании Новокуйбышевский НПЗ одержал победу сразу в трех номинациях: по развитию профессиональных компетенций персонала, формированию корпоративной культуры и здорового образа жизни, повышению мотивации сотрудников, а также организации досуга и отдыха работников и членов их семей.
Сегодня предприятие успешно работает, развивается во многом благодаря трудолюбию и упорству заводчан. На смену ветеранам на завод приходит новая талантливая молодежь. Но усилиями сплоченного, по-настоящему семейного коллектива поддерживаются на заводе добрые традиции, заложенные в годы строительства и становления предприятия. Пока живы традиции — жив завод, а значит, есть будущее.