Некоторые наши горячие головы предлагают наложить самые суровые санкции на продукцию американской «фабрики грез»
Санкции — грозное знамение нашего времени. Под каток взаимных санкций уже попали не только наши и западные чиновники и бизнесмены, испанский хамон и польские яблоки, виски и автомат Калашникова, певец Кобзон и забегаловки «Макдоналдс», но и целые отрасли промышленности. Обоюдоострые попытки нанести друг другу побольше вреда на глазах обретают размах, зачастую не имея ничего общего с интересами граждан и со здравым смыслом. Так, некоторые наши горячие головы предлагают подвергнуть неотложным и самым суровым репрессиям продукцию Голливуда.
Мол, пора перестать покупать американские фильмы, пусть в Лос-Анджелесе, потеряв российский рынок, воротилы знаменитой «фабрики грез» горько плачут. А мы тем временем заполним киноэкраны собственными патриотическими фильмами навроде недавно вышедшего в прокат «Поддубного». Эта идея уже успела завоевать определенное количество восторженных поклонников.
Несложно подсчитать, что Голливуд только в течение одного года потеряет от такого рода санкций порядка миллиарда долларов. Даже для мощной американской экономики это не пустяк. Что ж, акул кинобизнеса мы и вправду прищучим. Но поможет ли это нашему кино? Боюсь, ответ будет не слишком оптимистичным.
Начну с того, что в прошлом году на российские экраны вышло порядка 500 новых картин. Из них наших — только 60. И в лучшем случае лишь 10 из них («Сталинград», «Легенда № 17», «Горько!», «Географ глобус пропил» и еще пара-тройка лент) представляли интерес для массового зрителя. А большинство экранных хитов сделано, увы, в Голливуде. Плох великий и ужасный Голливуд или хорош, но он методично выбрасывает на кинорынок, в том числе и российский, сотни разных по темам и жанрам фильмов, которые в основной своей массе и заполняют те примерно 3 тысячи кинозалов, которые функционируют нынче в нашей стране. Перекрой голливудским картинам путь на российские экраны — и наш кинопрокат вмиг скукожится, как шагреневая кожа. И тогда кинозалы вновь придется переделывать в мебельные и автомобильные салоны, как это уже было совсем недавно.
Для того же, чтобы увеличить хотя бы вдвое, а лучше втрое-вчетверо собственное кинопроизводство (в том же Голливуде снимается ежегодно порядка 600 картин), понадобятся годы, если не десятилетия, не говоря уже про огромные деньги.
Реальность сегодня такова, что бюджет одного амбициозного американского блокбастера выше, чем бюджет всего (!) российского кино.
Ах да, возможно импортозамещение, которое, в частности, используется для насыщения нашего рынка продуктами питания. Вместо США и Европы мы активно покупаем нынче мясо и рыбу, овощи и фрукты в Китае, Турции, Вьетнаме, Латинской Америке: Но, при всем уважении к экономическим успехам этих бурно развивающихся стран, что-то мне подсказывает, что наши зрители, избалованные (или «растленные», уж кому как нравится) Голливудом, вряд ли в массовом порядке повалят на фильмы вышеназванных стран — несмотря на то что в некоторых из них кино находится действительно на подъеме. Заместить Голливуд Болливудом, вернуть моду на индийские фильмы тоже не получится. Вкус массового зрителя консервативен, и подростки, которые составляют основную категорию наших зрителей, думаю, не променяют высокобюджетный американский боевик с Брэдом Питтом на социальную ленту, скажем, из Бразилии или Венесуэлы.
Что остается? Не рубить с плеча, а давать возможность развиваться отечественному кинематографу — бережно, вдумчиво, шаг за шагом. Когда мы станем снимать в достаточном количестве хорошие, востребованные разным зрителем собственные фильмы, никаких бойкотов объявлять не потребуется. Это, кстати, не только фильмов касается, но и котлет тоже.
Кстати
В индийском Болливуде ежегодно выпускается 800-900 фильмов. Но это не рекорд. Первенство по количеству снятых лент принадлежит киноиндустрии Нигерии — Нолливуду (до 1 тысячи фильмов в год). О качестве говорить не будем...