— Губернатор Олег Чиркунов случайно не сошел с ума? Кто же начинает возрождение экономики региона с культуры? Во всех остальных российских субъектах культурная политика — дело второстепенное, и только в Пермской области она поставлена практически во главу угла.
— Везде в мире культура — важная часть экономики. Есть такое понятие «креативная экономика», то есть экономика, основанная на искусстве, включая кино и дизайн. Доходы от нее составляют 7% от глобальной экономики в мире. Для сравнения: сельское хозяйство — это всего 4%. Суммарная стоимость работ Пикассо равна стоимости «Газпрома». Культурные проекты очень сильно влияют на экономику региона. В России пермский случай — пока единственный, но в мире таких примеров много. В испанском Бильбао построили музей, и количество туристов увеличилось с 20 до 600 тысяч, при этом каждый из них оставляет городу около 200 долларов. Это уже экономика другого типа. Или Кельн, где туристы обычно смотрели Кельнский собор и сразу уезжали. Построили Музей современного искусства — и люди стали оставаться на более долгий срок.
Поэтому, когда Олег Чиркунов и сенатор Олег Гордеев затевали этот проект, они не были ни чудаками, ни сумасшедшими. Главная проблема, которую они хотят решить, — это проблема миграционная. Люди бегут из региона. По опросам Института экономики города, два года назад 60% молодых людей в возрасте от 18 до 30 хотели уехать из Перми. Главная задача, которую мы ставим перед собой, — обеспечить качественный культурный досуг и сделать так, чтобы люди не хотели уезжать из города. Вторая задача — ребрендинг города. Любой город, который хочет развиваться, должен быть привлекателен для инвестиций. Благодаря нашему проекту Пермь стала известным городом. Третья задача — туризм. На фестиваль «Живая Пермь», например, приехали 7,5 тысячи человек.
— Посетители в основном из России?
— Большая часть — жители близлежащих городов, 800 человек — иностранцы.
Есть еще один аспект, чисто российский, — это перераспределение федеральных субсидий. К сожалению, сейчас почти все федеральные программы в области искусства сконцентрированы в Москве и Петербурге. Они кормят московские театры, московские музеи. Хотелось бы создать
Еще одна задача, долгосрочная, — формирование нового культурного наследия и актуализация старого. В Италии вместо нефти — руины, и они их кормят. Памятники культуры тоже приносят доход. У нас Музей современного искусства собирает новые коллекции, Музей древностей занимается актуализацией старых. Это начнет приносить экономический доход лет через 15–20.
— А какая польза местному бизнесу от вложений в культуру?
— Если говорить о мелком бизнесе, то сейчас в Перми резко вырос таксомоторный бизнес, потому что практически все приезжие пользуются именно этим видом транспорта. Крупный бизнес заинтересован в том, чтобы развивалась территория. Для среднего бизнеса, так же как и для Чиркунова, это борьба за кадры, решение проблемы миграции. Ты конкурируешь уже не с соседней лавкой, а со всей страной — переманить лучшего специалиста, создать ему хорошие условия работы. Ведь помимо зарплаты важно, как человек сможет проводить досуг в городе. Кроме того, могут выиграть девелоперы. Мы к этому еще не подошли — возможно,
— Вашему проекту два года. Каков результат? Ну, допустим, открылись музеи, театры, были проведены фестивали. А люди стали лучше жить?
— Мне сложно об этом говорить. Но соцопрос показывает, что 74% населения Перми поддерживают эту политику, всего 2% против.
— 2% — очень мало. Даже не верится.
— Я сам не ожидал, но опрос показывает. Когда ты ломаешь порочный круг, то начинается движение. Если в связи с нашей культурной политикой город станет более привлекателен для людей, то появятся хорошие специалисты, будет развиваться бизнес.
Наш план реализации рассчитан на 20 лет. Но я могу сказать, что те результаты, которых мы добились, опережают этот план. Это неожиданно, но, на мой взгляд, так получилось на фоне всеобщего ничегонеделания. Наши усилия оказались под пристальным вниманием именно потому, что больше в России ничего подобного не делалось.
— Меньше стали уезжать из Перми?
— Да, причем значительно. В 2008 году из Перми хотели уехать 60% людей, а сейчас — около 16%. Это почти нормальная миграция. 10% жителей
— Областные музеи сегодня — это унылые, малопосещаемые учреждения, созданные по той модели, которая не претерпела почти никаких изменений с XIX века. В сегодняшней Европе музей — это увлекательный высокотехнологичный аттракцион. Как нам создать музей XXI века?
— Да, музей должен быть местом, где бурлит жизнь. Но нужно создавать не просто музей будущего, а город будущего. Город будущего — это город, где для каждой социальной группы есть место, где они могут провести свой досуг. Мы создали некие культурные индикаторы. В Перми было 9 фестивалей, потом стало 15. Через некоторое время фестивали могут исчезнуть, но события должны остаться. Что такое 15 фестивалей? Это в целом 2 месяца активной культурной жизни. Наша цель — это 8 месяцев. Второй индикатор — люди приезжают, а не уезжают. Третий индикатор — это творческая конкуренция. Были люди, которые упрекали меня в том, что в Перми появились
— Вы говорите, что для каждого человека должно быть место в городе, где он мог бы провести свое время. Что для этого должно появиться в областном городе, будь то Пермь или любой другой город?
— Здесь нет простого ответа. Мы сейчас открыли краеведческий музей, нашли человека, который нам все это отреставрировал. Краеведческий музей — это идеальное место для семейного досуга. Рядом создаем школьный методический центр, где ребенок может узнать
— Почти во всех городах России проводят День города. Как его нужно проводить?
— День города был главной проблемой. Нормальные люди на День города из Перми уезжали. Сотни тысяч пьяных, пустые бутылки, зассанные подъезды… Мы решили попробовать изменить ситуацию. Сначала никто не верил. «Какой это День города без бутылки водки в центре?» Мы вместо одного масштабного события сделали 80 разных и начали их рано, около 12 часов дня. Суммарно наш праздник посетили те же 150 тысяч человек, при этом такого беспорядка, как раньше, не было, пьяных вообще не было! Нужно предоставлять человеку выбор: не одно масштабное событие — обычно это
— Хотелось бы поговорить об экономическом форуме, который пройдет в сентябре. Что вы лично приготовили для форума?
—
— Какие области собираетесь развивать в рамках «Культурного альянса»?
— Много разных: Казань, Ульяновск, Пермь, Питер, Новосибирск, Самара, Волгоград. Культура живет не в областях, а в городах. Мы определили 20 городов, постепенно набираем аналитическую базу и начинаем действовать. Надеюсь, что к весне уже будут
— А насчет культурной политики. Вы говорили, что в нашей стране культурной политики как таковой нет. Она вообще должна быть? Если да, то какая?
— Конечно, она должна быть. Просто сейчас так происходит, что Министерство культуры играет роль профессионального нищего. Плохого профессионального нищего. Они пытаются представить культуру как нищего, которому необходимо помочь. Я, наоборот, хочу представить культуру
— Но чтобы культура помогала стране, нужно вложить в нее много денег!
— Проблема в том, что у любого чиновника, который формирует бюджет, есть три корзинки. Первая — «надо»: хочешь не хочешь, но дороги построить надо, электричество обеспечить надо. Вторая — «хочу»: это инвестиционные проекты,
Марат Гельман, галерист
Родился в 1960 году в Кишиневе. Окончил Московский институт связи. В
Главной темой VI Пермского экономического форума, который пройдет