Львы для раков

Сегодня открывается 66-й Венецианский кинофестиваль. Русский фильм «Какраки» пусть и не попал в основной конкурс, но все же претендует на статус льва в программе «Неделя критики». Да и в принципе наши в Венеции выступают широким фронтом, пусть и вне основной программы.

Имя самого первого лауреата 66-го Венецианского кинофестиваля было известно задолго до его начала. «Золотой лев» за кинематографическую карьеру будет вручен креативному директору студий Disney и Pixar Джону Лассетеру, режиссеру «Истории игрушек» и «Флика», продюсеру мультфильмов «Рататуй», «Вольт» и знаменитой истории о старике-путешественнике «Вверх», открывавшей в этом году Каннский кинофестиваль.

В нынешнем году в Венеции будет вручен также приз за лучший фильм, снятый в формате 3D. В битву за награду ринутся «Ледниковый период-3», «Монстры против пришельцев» и ещё семь картин. Так что шутка отечественных мультипликаторов о том, как Ленин долго думал над фразой «важнейшим из искусств для нас является:», а потом все-таки написал «анимация», похоже, обретает реальные черты — пусть пока и на зарубежных фестивалях.

Российские фильмы в венецианский конкурс не попали. В программе «Горизонты» будут показаны «Блокадная книга» Александра Сокурова, снятая по произведениям Алеся Адамовича и Даниила Гранина, и киноальманах «Короткое замыкание», состоящий из пяти новелл о любви, снятых Петром Бусловым, Иваном Вырыпаевым, Алексеем Германом-младшим (в прошлом году он получил «Серебряного льва» за фильм «Бумажный солдат»), Кириллом Серебренниковым и Борисом Хлебниковым. О чиновнике, влюбившемся в студентку, — картина дебютанта Ильи Демичева «Какраки» (главный герой, которого играет Михаил Ефремов, угощает свою возлюбленную омарами, уверяя, что они «как раки»), которая будет участвовать в программе «Неделя критики», а на конкурс короткометражных фильмов прибудет фильм Мурада Ибрагимбекова «Объект № 1».

«Русский след» на Венецианском фестивале оставят также Ксения Раппопорт, сыгравшая в конкурсной картине Джузеппе Капотонди «Двойной час», и режиссер Сергей Бодров, вместе с которым в состав фестивального жюри вошли актриса Сандрин Боннер, режиссеры Лилиана Кавани и Джо Дант, музыкант Лучано Лигабуэ и болливудский сценарист Анураг Кашьяп, который окажется в Венеции впервые. Возглавит жюри режиссер Энг Ли, обладатель двух «Золотых львов».

Среди 24 картин основного конкурса — шесть американских. Среди них «Спасение мертвецов» Джорджа Ромеро, который ранее не принимал участия в мероприятиях такого рода, «Военное время» — арт-хаусная картина Тода Солондза, дебют экс-директора дома «Гуччи» Тома Форда под названием «Холостяк» с Колином Фертом и «Дорога» Джона Хилкотта. Участие Вернера Херцога в работе над римейком «Плохого лейтенанта» вселяет надежду на то, что определение «фильм с Николасом Кейджем» не всегда будет синонимом выражения «полный ужас», хотя игру Кейджа, пригасившего ради Херцога мировую скорбь в глазах, поневоле придется сравнивать с работой Харви Кейтеля, сыгравшего эту роль в первоисточнике Абеля Феррары 17 лет назад.

А ещё в Венецию приедет Майкл Мур с собственной трактовкой финансового кризиса в фильме «Капитализм: история любви». Ранее Мур тоже в Венеции не бывал, предпочитая Канны, да и документальные картины в конкурсе не участвовали, так что это событие можно считать таким же следствием кризиса, как и потенциальное отсутствие на этот раз большого количества вечеринок, коктейлей и прочих милых излишеств фестивальной жизни.

Открываться фестиваль будет фильмом Джузеппе Торнаторе «Баария», о котором много говорят уже сейчас. Итальянские картины не открывали Венецианский кинофестиваль около 20 лет, к тому же бюджет истории о небольшой сицилийской деревне, где режиссер родился, составил целых 30 миллионов евро. Главные роли в фильме Торнаторе сыграли Моника Беллуччи и Микеле Плачидо, который присутствует на фестивале и как режиссер картины «Большая мечта». Французских лент будет три: «Белый материал» Клер Дени с Изабель Юппер, «Преследование» Патриса Шеро, главную роль у которого сыграла Шарлотта Гейнсбур, и «36 видов с пика Сен-Лу» Жака Риветта, где играет Джейн Биркин.

Во внеконкурсных программах Венецианского фестиваля интересного едва ли не больше, чем в конкурсе: «Бруклинские полицейские» Антуана Фукуа, «Стукач» Стивена Содерберга, документальный «Неаполь, Неаполь, Неаполь» Абеля Феррары, «Люди, которые смотрят на козлов» Гранта Хеслова с Джорджем Клуни, а также фантастический гонконгско-китайский фильм «Чэнду, я люблю тебя», который закроет 66-й Венецианский фестиваль. Как известно, к китайским фильмам учившийся в Китае директор фестиваля Марко Мюллер питает особенную слабость.

Награды

От Муссолини до «Голубого льва»

С 1934 по 1942 год главным призом Венецианского фестиваля был Кубок Муссолини. Сейчас жюри главного конкурса Венецианского кинофестиваля обычно присуждает следующие награды: «Золотой лев» (главный приз лучшему фильму фестиваля), «Серебряный лев» (лучшая режиссерская работа), два Кубка Вольпи (лучшему актеру и лучшей актрисе, и в этом году победу прочат Ксении Раппопорт), Приз Марчелло Мастроянни (лучшему молодому актеру или актрисе), Osella (определяется индивидуально) и Спецприз жюри — за совокупный вклад в киноискусство.

Существует также две награды конкурса «Горизонты» — за лучший игровой и документальный фильмы, три приза конкурса короткометражек — лучший фильм, лучший европейский фильм и спецприз жюри, Приз Луиджи-Де Лаурентиса, который вручается дебютантам, и ряд дополнительных наград, учрежденных общественными организациями. А два года назад было решено вручать приз «Голубой лев» — за лучшие фильмы на гомосексуальную тему. Не исключено, что он-то и достанется картине модельера Тома Форда о профессоре, страдающем после ухода любовника.

Светлый образ

Во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля можно будет увидеть отрывки из комедийного экшна, главную роль в котором играет Сильвестр Сталлоне, ставший также сценаристом и продюсером картины. По всей видимости, этот герой Сталлоне будет таким же «последовательным и светлым», как и остальные его персонажи, вдохновившие организаторов Международной выставки киноискусства на награду, которая в этом году будет вручена Сильвестру Сталлоне как «человеку, оставившему в современном кинематографе заметный след».

Оказывается, Сталлоне всю жизнь мечтал получить какой-нибудь приз на Венецианском кинофестивале, и на 63-м году жизни мечта изрядно «наследившего» актера наконец-то исполнилась.