Безопасный рейс

Пассажиров автобусов будут пристегивать ремнями

С 1 января 2010 года всех пассажиров междугородных автобусов будут пристегивать ремнями безопасности. Кроме того, автобусы и грузовики будут оснащены «черными ящиками», с помощью которых можно будет контролировать режим работы и отдыха водителей. Эксперты считают эти новшества полезными для безопасности, но не верят, что их удастся запустить к этому сроку.

6 августа этого года после серии крупных автокатастроф, в которых погибли в общей сложности более сотни человек, президент РФ Дмитрий Медведев провел специальное заседание правительства, посвященное ситуации на российских дорогах. А вчера Медведев дал задание правительству оснастить с нового года все российские междугородные автобусы ремнями безопасности для пассажиров. Так, по мнению главы государства, можно спасти людей.

Кроме того, на весь «дальнобойный» пассажирский и грузовой транспорт планируется установить «черные ящики» — тахографы. С помощью этих приборов можно будет контролировать маршрут и скорость транспорта, все действия водителей, а также режим их работы и отдыха. Например, через каждые 4–5 часов, проведенных за рулем, водитель обязан давать себе 45-минутный отдых. Тахограф фиксирует, был ли на это время заглушен двигатель. В России ими оборудованы только 40 тысяч грузовиков международных перевозчиков, потому что без тахографов их просто не впустят за границу.

По мнению экспертов, все эти новшества очень полезны для безопасности, однако они сомневаются в том, что их удастся внедрить к озвученному президентом страны сроку.

— С ремнями безопасности все понятно: кресла в автобусах будут такими же, как в салонах самолетов, — заявил «Труду» начальник отдела организации перевозок пассажиров и грузов Российского автотранспортного союза Анатолий Сураев. — Проблема заключается в том, что кресла под ремни придется проектировать заново.

По словам экспертов, согласно техническому регламенту на автотранспорте средства безопасности могут устанавливать только заводы-изготовители. Для этого инженеры должны заново разработать конструкцию кресла, рассчитать жесткость материалов и нагрузки. Ремни и кресла должны быть сертифицированы по нормам безопасности, и выпускать их должны профильные предприятия.

— Если за дело возьмутся мелкие частники, то это может закончиться для пассажиров серьезными неприятностями, потому что никто не сможет проконтролировать, из чего они будут делать ремни и кресла, — добавил Сураев.

— С тахографами проблем ещё больше: первое правительственное постановление об их обязательном использовании принято ещё в 1996 году, но оно так и не было реализовано, — пояснил «Труду» директор завода-изготовителя тахографов «Ависто Центр» Владимир Евланов. — До сих пор даже нет госстандарта, которому должны отвечать тахографы.

«Черные ящики»

Тахограф (автобус)

Прибор встроен в спидометр, в него вставляется диаграммный диск, на котором отражается, с какой скоростью ехал автобус, какое время работал водитель. Диаграммный диск — это и своеобразный документ, с помощью которого можно не только проследить временной или скоростной режим, но и разобраться в спорной ситуации. После каждой смены водитель сдает свой диск. Инженер обрабатывает информацию. Все нарушения фиксируются. Затем проводится беседа с начальником колонны и непосредственно с водителем.

Бортовой самописец (авиация)

Устройство, используемое в авиации для регистрации основных параметров полета, внутренних показателей систем самолета, записи переговоров экипажа. Самописец представляет собой электронный блок в прочном герметичном оранжевом или красном корпусе в форме шара или цилиндра. Запись обычно производится на магнитные носители информации, например на металлическую проволоку или магнитную ленту. В новых устройствах используется электронная флеш-память.

«Черный ящик» (ЧЯ), или комплекс локомотивных устройств безопасности (КЛУБ)

В состав сохраняемой информации входят сигналы, снимаемые с устройств ЭЦ, а также время и дата приема информации на АРМ. Функция ЧЯ позволяет восстановить информацию о поездном положении, состоянии устройств и действиях оперативного персонала за произвольный отрезок времени. Срок хранения информации ЧЯ определяется внешней нас-тройкой и практически не ограничен. Информация «черного ящика» сохраняется даже при аварийном завершении работы системы.

Как у них

Иностранный опыт

Во всех странах Европы, в США, Японии, Южной Корее тахографы обязательны с начала 1990-х годов. До недавних пор разрешалось использовать аналоговые тахографы, но с 2006 года — только цифровые, подделать показания которых невозможно даже теоретически. Для российских автоперевозчиков въезд в страны Евросоюза будет закрыт без цифровых тахографов с 16 июня 2010 года. Стоит сертифицированный по международным правилам тахограф 1000 евро, сейчас их устанавливают сразу при сборке автомобилей на приборной панели.

Проверять показания тахографа у водителя в пути имеют право только офицеры дорожной полиции. Остановить транспортное средство и проверить показания тахографа они могут в любом месте и в любое время суток. За мелкие нарушения выписывается штраф в размере 500 евро. Владельцы автотранспортных предприятий обязаны один раз в неделю отчитываться перед трудовыми инспекциями о соблюдении водителями режима труда и отдыха. Если будут выявлены нарушения, то в первый раз руководители штрафуются на 2 тысячи евро, при повторных нарушениях могут быть лишены лицензии на перевозку грузов. В американских и европейских судах данные тахографов считаются неопровержимыми доказательствами по делам о ДТП.