Уникальную картину выкрали из государственного Музея западного и восточного искусства, как невысохшую простыню со двора на Молдаванке. Злоумышленники пробрались в музей, перейдя с крыши соседнего здания, вынули стекло из окна второго этажа и попали в зал, где находился шедевр - единственное произведение Караваджо на Украине. Холст размером 2 на 1,5 метра вырезали прямо из рамы. Пропажу обнаружили лишь через сутки.
"Музей в 1996 году был оборудован сигнализацией - акустическими датчиками на стеклах. Эта система устарела и не сработала", - пояснил "Труду" шеф отдела госохраны Одесского городского УВД Александр Ивановский. Увы, единственный украинский Караваджо не был застрахован.
Одесский аэропорт, Морской вокзал и другие вероятные пути вывоза шедевра перекрыты. Хотя сомнительно, что украденное полотно переправят за кордон. "В 90-х антикварная мафия работала на экспорт. Сейчас воруют для своих, - уверен замначальника департамента уголовного розыска МВД Украины Владимир Гусак. - В основном раритеты оседают в домашних коллекциях зажиточных украинцев".
В 2006 году "Взятие Христа под стражу" реставрировали в Киеве. Очевидно, там картина и засветилась перед украинской элитой. Если Караваджо попадет в домашнюю коллекцию такого "любителя" - пиши пропало. К примеру, недавно, чтобы провести обыск в загородном поместье одного из олигархов Донбасса, стражи порядка прибыли на бронетранспортерах, однако так и не смогли попасть внутрь.
комментарий мвд
"НЕ ВСЕ ПРОПАЖИ НОСЯТ КРИМИНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР"
Как рассказали "Труду" в МВД РФ, из провинциальных музеев в последние годы чаще всего воровали ордена и нумизматику, то есть то, что легче сбыть. Картины известных авторов значительно реже - их труднее продать, да и каждая такая кража обычно сопровождается большим общественным резонансом. Предметы прикладного искусства пропадают часто, но их пропажи не всегда имеют криминальный характер - они утрачиваются в связи с непрофессионализмом музейщиков. Разворовыванию музейных фондов способствует плохой учет ценностей. Трудности с описанием и маркировкой экспонатов по-прежнему остаются главными проблемами музейщиков. Во Всероссийский каталог включено пока лишь 2% экспонатов. Остальные либо проходят по местным учетам, либо вообще нигде не числятся. На сегодняшний день пропавшими считаются около 50 тысяч экспонатов.