Проще всего обвинить нерадивых водителей и сотрудников ГАИ, которые не так жестко, как хотелось бы, следят за порядком на столичных дорогах. Конечно, правда в этом есть. На Таллинской улице дорожные службы нарисовали зебру буквально в 20 метрах от крутого поворота. Переход смертельно опасен, поскольку водители, вылетев из-за поворота, не успевают затормозить и сбивают пешеходов. Таких опасных переходов по Москве наберется, наверное, не один десяток.
Казалось бы, родители должны с утроенным вниманием относиться к безопасности своих детей и на дорогах, и в машинах. Между тем бесстрастная сводка отмечает, что за прошедшие 7 месяцев 177 малышей пострадали по вине родителей. Офицер столичного управления ГИБДД Игорь Колосков возмущен:
- Большая часть пострадала, находясь в салоне автомобиля. Создается впечатление, что водители просто не знают правил перевозки ребятишек.
В этом несложно убедиться, если заглянуть в салоны проезжающих по улицам машин. Служба безопасности дорожного движения пока добилась лишь одного: официально запретила перевозить детей до 14 лет на переднем сиденье. Но правило большинством водителей не выполняется. И не могу я, к сожалению, припомнить случая, чтобы инспектор остановил машину, в которой справа от водителя восседает часто даже не пристегнутый ремнем малец. Особенно безалаберно относятся к безопасности женщины. Да вот, "ниссан" обгоняет мою машину. Трехлетний ребенок сидит... на коленях мамаши. При малейшем столкновении он сыграет роль подушки безопасности для мамаши. А в этом "жигуленке" два карапуза ползают по заднему сиденью. Некоторые дамочки - видел своими глазами - умудряются бросать на заднее сиденье даже грудных младенцев. О детских креслах, которыми пользуются во всех автомобильных странах, у нас большинство водителей, кажется, и не ведают. А ведь стоят они недорого. По крайней мере не дороже магнитофона.
Приведу еще две цифры из сводки. Под колесами машин почти 42 процента детей оказываются потому, что перебегают проезжую часть близко перед идущим транспортом. 35,5 процента ребятишек страдают от того, что появляются на дороге неожиданно из-за стоящего на обочине транспорта. Если ребенок неправильно переходит улицу - значит, родители не научили его это делать.
Я думаю, что большинство взрослых в нашей стране дальтоники, иначе просто не могу объяснить, почему родители, взяв за руку маленького ребенка, сплошь и рядом переходят улицы на красный цвет.
Куда смотрит школа? В пустой карман государства никто денег на обучение школьников азам ПДД не выделяет. Даже в Москве не во всех школах есть уголки безопасности на дорогах и улицах или специальные классы, автомобильные площадки, где бы юных граждан учили, как вести себя в городе, полном автомашин. Дело усугубляется еще и тем, что на ознакомление школьников с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при встрече с "железным конем", по программе отводится очень мало времени. Положение могло бы хоть немного поправить обучение старшеклассников автомобильному делу. Но и тут закавыка. Оказывается, у нас мальчики, которые окончили в школе водительские курсы, не могут получить права, поскольку их выдают с 18 лет. А раз так, у ребят отпадает охота хорошо учиться автоделу. Правда, как мне сообщили в ГИБДД, права все-таки будут выдавать старшеклассникам, но без права вождения автомобиля до совершеннолетия. В некоторых странах, между прочим, водительское удостоверение граждане получают уже в 15 лет. В наших южных республиках в этом возрасте можно выходить замуж или жениться, но разрешение управлять автомобилем - ни-ни.
В ГИБДД мне сообщили, что инспекторов обязывают ходить в детские садики, школы, встречаться с ребятишками, рассказывать им разные тонкости безопасного поведения на улице, учить ребят не бояться автомобиля, а быть с ним на "ты". Так, на днях сотни сотрудников столичной ГИБДД отправились в детсады, чтобы объяснить ребятам и родителям, какую опасность представляет для них автомобиль. Разговаривают в эти дни работники ГАИ и с водителями. В столице идет операция "Снова в школу", которая продлится до 11 сентября. Остается надеяться, что эти труды не пропадут даром.