ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ ПОПАЛ В ОКРУЖЕНИЕ

В последнее время явно осложняется ситуация вокруг частей и соединений Черноморского флота, базирующихся в Крыму. На первый взгляд внезапно, но как-то очень уж скоординированно произошел ряд неприятных для наших моряков событий.

Еще 19 июля под покровом ночи у штаба флота в Севастополе представители некоей украинской "патриотической" молодежной организации "Студенческое братство" без всяких санкций городских властей установили палаточный городок под лозунгами с требованиями "передать Украине все незаконно удерживаемые объекты". Оказывается, "братцы-студенты" имели в виду маяки и гидрографическое оборудование, оставшиеся на крымском побережье в распоряжении россиян. Чтобы скандал вышел погромче, манифестанты попытались силой прорваться на территорию штаба флота. Их туда, как и следовало ожидать, не пустили. Тогда политактивисты стали рассказывать журналистам, что российские моряки их избили.
Залечив, надо полагать, полученные в патриотическом порыве раны, 15 августа полтора десятка членов этой организации на мысе Сарыч под теми же требованиями попытались ворваться на территорию маяка Черноморского флота. С тем же успехом. Тогда организация распространила заявление, что российская морская пехота оккупировала мыс Сарыч.
К этому можно было бы отнестись снисходительно - в конце концов наши нацболы, случаются, вытворяют и не такое, - если бы не крайняя серьезность, с которой отнесся к студенческому дебошу официальный Киев. Передачи Киеву маяка на Сарыче потребовал секретарь совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко. Первый заместитель министра иностранных дел Украины Антон Бутейко заявил, что "МИД получил немало информации о нарушениях и несправедливости, которая практиковалась в отношении этих молодых людей. Я их представление передал в генпрокуратуру, МВД и в секретариат президента, чтобы принять меры для защиты их прав". И добавил: "Немало объектов находится во временном владении ЧФ, и многие граждане обращаются ко мне, и не только ко мне, чтобы изменить ситуацию". По его словам, почти 19 тысяч гектаров ценной для Крыма земли находятся во временной аренде российских моряков. Кроме того, более 10 тысяч квадратных метров причалов, более 4 тысяч объектов. "И все это за небольшую плату в 97 миллионов долларов в год", - посетовал Бутейко.
На днях тот же зам. министра публично предположил, что конституционный суд Украины может признать незаконным договор о базировании российских моряков в Крыму до 2017 года. Основание - конституция страны запрещает создание на Украине иностранных военных баз, а "по мнению ряда украинских специалистов в области права", переходные положения основного закона не могут быть действительны более 5-7 лет. Конституция была принята в 1996 году, стало быть - "чемодан, причал, Россия"...
Что касается принадлежности объектов гидрографии и навигационного оборудования в Крыму - такая проблема существует давно. Еще в 1997 году Россия парафировала отдельное соглашение по этому поводу, но МИД Украины его заблокировал. Тогда Киеву в том же году было передано 40 объектов, имеющих отношение к обеспечению безопасности мореплавания. У черноморцев остались лишь те, без которых невозможно использование их главной базы в Севастополе. Передавать их украинцам не спешат, так как опасаются, что маяки внезапно погаснут, как это случилось на Каспии. Для поддержания маяков, створных знаков и прочего в исправном состоянии - нужны немалые деньги. У Туркмении и Азербайджана их не оказалось. Вдруг не окажется и у Украины? Да если и передавать, то цивилизованным путем - нужны межгосударственные соглашения, которых пока нет. Все это в обеих столицах известно давно, но застарелая дипломатическая проблема отчего-то вдруг обострилась. Почему именно сегодня?
Было бы крайней наивностью полагать, что и внезапная активность украинских "братьев-студентов", и воинственные заявления высокопоставленного чиновника - это их собственная инициатива. Осложнять межгосударственные отношения и ставить под сомнение правомерность основополагающих документов - такое без санкций с самого верха официальным лицам не позволено ни в одной стране. Остается предположить: санкция у господ Порошенко и Бутейко есть. А возбудить патриотический порыв студентов - раз плюнуть. И есть основания полагать, что причина на самом деле далека от забот военных.
Позавчера в Киеве возобновились продолжающиеся с марта напряженные переговоры по сотрудничеству двух наших государств в газовой сфере. Речь идет о крайне болезненной для украинской экономики проблеме: более чем тройном повышении с 1 января 2006 года цен на экспортируемое из России "голубое" топливо. С 50 до 180 долларов за тысячу кубометров - до уровня, который платит сегодня остальная Европа. К тому же Газпром настаивает на переходе от платы натурой на расчеты исключительно в денежной форме. Даже с учетом того, что украинцы одновременно поднимут цены за транзит российского газа по их территории другим государствам-потребителям, удар по их экономике обещает быть внушительным. А весной там парламентские выборы, на которых новой элите, пришедшей к власти в Киеве в результате "оранжевой революции" надо во что бы то ни стало упрочить свои позиции. Поэтому Украина настаивает, чтобы хотя бы на 2006 год Газпром оставил все как есть. Козырей для этого у Киева практически нет. Разве что давняя больная мозоль Москвы - Черноморский флот в Крыму. Так что вперед, "Студенческое братство"!