КТО ЗАПЛАТИТ ЗА БУКВАРЬ?

Накануне 1 сентября в Доме правительства состоялось заседание правительственной комиссии по образованию, в котором приняли участие председатель правительства РФ Михаил Касьянов и министр образования России Владимир Филиппов.

Решение вопросов устойчивого экономического роста в стране невозможно без привлечения творческого и интеллектуального потенциала граждан, заявил на нем российский премьер-министр. И подчеркнул: "Одним из важнейших приоритетов правительства является развитие образования, что проявляется через финансирование этой важнейшей сферы".
В проекте федерального бюджета 2004 года, по его словам, расходы на образование увеличиваются на 20 процентов. С 1 сентября этого года в два раза будет увеличен размер стипендий, в три раза - надбавки профессорско-преподавательскому составу, а с 1 октября - на одну треть увеличиваются оклады учителям и другим работникам образования.
Как отметил Михаил Касьянов, в последние два-три года молодежь все больше интересуется получением качественного образования, так как это стало весьма престижно. Председатель правительства напомнил, что в 2001 году была принята концепция развития российского образования. Теперь, считает он, необходимо понять ситуацию, которая складывается на трех основных направлениях в этой сфере. К ним он отнес соответствие потребностей рынка труда предложениям, которые дает система образования, соотношение платных и бесплатных услуг, а также эффективность расходования средств в сфере образования.
Министр образования Владимир Филиппов в свою очередь пообещал, что система российских учебных заведений будет оптимизирована: число ПТУ, техникумов, вузов предполагается сократить, но при этом количество обучающихся не уменьшится. "Мы будем экономить на бухгалтерии, повышая при этом качество преподавания", - подчеркнул он.
"Расходы на образование, - подчеркнул Владимир Филиппов, - возрастут в будущем году на 23 процента, и если учитывать масштабы образования по стране, то это на порядок больше, чем увеличение финансирования по ряду других отраслей, в том числе социальной сферы, но в последующих годах такого большого увеличения не будет".
На заседании комиссии рассматривался также вопрос об оптимальном соотношении платного и бесплатного образования. "Сейчас примерно 60 процентов поступающих в высшие учебные заведения обучаются на платной основе, - отметил Владимир Филиппов. - При этом система платного образования не связана с академической успеваемостью". По его мнению, необходимо перейти на принцип финансирования по качеству и объему оказываемых услуг вузами и отказаться от принципа финансирования учебных заведений вне зависимости от этих критериев. "Нужно уйти от халтуры на платных отделениях вузов, когда человек платит 1000 долларов и становится студентом вне зависимости от его успеваемости в школе", - сказал министр.
Владимир Филиппов сообщил, что предполагается пересмотреть стандарты дошкольного образования во избежание тех ситуаций, когда с родителей собираются деньги за те услуги, которые являются бесплатными. Как он отметил, "предполагается увеличение зарплат учителям, введение гарантированного финансирования на одного ученика, что будет стимулировать борьбу за качество обучения в школе".
В октябре этого года правительство России на своем заседании намерено обсудить планы реформирования экономики образования, в том числе и реструктуризацию сети образовательных учреждений.