- Демографическая ситуация в России действительно угрожающая, президент прав, относя ее к числу самых острых проблем сегодняшней России. За всю историю государства не было такой ситуации, когда бы в мирное время число умерших превысило количество родившихся. Началось это в 1992 году. Что означает этот факт? Мы встали на путь депопуляции, что на простом языке и означает вымирание нации.
Обратите внимание на порядок цифр. В 1992 году страна недосчиталась 700 тыс. человек, в следующем - еще 800 тыс., в 1994-м - 960 тыс. и затем каждый год теряла по одному миллиону. И это, повторяю, в мирное время! Сегодня в России проживает 145 миллионов, в 2010 году нас будет не более 137 миллионов. Если, конечно, демографическая политика государства не изменится.
- В чем же, по вашему мнению, корни этого трагического явления?
- Начнем с факторов, которые характеризуют демографическую ситуацию как таковую. Это рождаемость и смертность, браки и разводы, миграция населения, ожидаемая продолжительность жизни и т.д. Так вот, все они в России имеют сейчас негативную направленность. Причины прежде всего связаны с тем, что с началом перестройки стало стремительно ухудшаться социальное самочувствие населения. Разочарование и пессимизм, связанные с беспрецедентным наступлением бедности, поразили десятки миллионов россиян. И как следствие - небывалое по своим масштабам снижение рождаемости - этого важнейшего демографического показателя. Если в 1990 году у нас на тысячу человек населения рождалось 13,4 младенца, то в 1999 году - всего 8,4. Социологические опросы показывают, что наши молодые семьи готовы иметь и двоих, и троих детей. Но, не видя для них ничего хорошего в будущем, отказывают себе в этом.
Здесь следует сделать одно пояснение. Некоторые, с позволения сказать, специалисты склонны не драматизировать демографическую ситуацию в стране, ссылаются на то, что низкая рождаемость - явление отнюдь не только российское, что она характерна, дескать, и для большинства развитых стран. Да, у значительной части населения благополучных государств начинает превалировать в этом вопросе некоторый эгоцентризм: наследники должны быть вполне обеспечены, родители - больше заниматься собой, а значит, детей должно быть как можно меньше. В России - другое: потеря социальной уверенности и как результат - устрашающие темпы снижения рождаемости. Таких "скоростей", да еще за столь короткое время, не знала и не знает ни одна страна в мире.
- Как и всевозрастающего числа умерших?
- Да. Естественный прирост населения зависит от соотношения между рождаемостью и смертностью. До 1992 года рождаемость превышала смертность. В дальнейшем ситуация изменилась: смертность стала превышать рождаемость. Это продолжается уже восемь лет. Восемь лет звонят колокола и предупреждают: Россия - в опасности, гибнет.
И вот что особенно тревожит. Среди стран, входящих в СНГ, депопуляция в мирное время поразила только три славянские (назовем их так) страны: Украину - в 1991 году, Россию - в 1992-м и Белоруссию - в 1993-м. В остальных государствах СНГ сохраняется прирост населения. А славянские государства все глубже и глубже опускаются в демографическую яму. При этом высокая смертность характерна прежде всего для экономически активных слоев населения. Это уже чисто русская, украинская и белорусская особенность. Из жизни уходят трудоспособные люди.
Пойдем дальше. Во всем мире, как и в России, на первом месте в ряду причин смертности стоят сердечно-сосудистые заболевания. На втором месте - причины, связанные со злокачественными заболеваниями, т.е. раком. У нас же они стоят на третьем месте. А вот на втором - отравления, алкоголизм, убийства, суицид, травматизм, иными словами, причины, имеющие сугубо социальную природу. Раньше мы приходили в ужас от того, что за десять лет потеряли в Афганистане 15 тыс. человек. Это беда. Но в 1998 году из 520.800 человек, умерших в трудоспособном возрасте, 202.000 погибли от внешних причин, т.е. убийств, самоубийств, несчастных случаев, отравлений и травм: почти на 60.000 больше, чем в 1990 году.
- Переломным вы назвали 1992 год. Не следует ли из этого, что раньше в России и еще раньше в Советском Союзе с демографией было в порядке?
- Начнем с начала века. На рубеже XIX - XX столетий ожидаемая продолжительность жизни составляла 31 год у мужчин и 33 года у женщин. Это на 15 лет меньше, чем, например, во Франции и США. Накануне Великой Отечественной она увеличилась соответственно до 40 и 46 лет. А после войны кривая продолжительности жизни резко пошла вверх и к 1987 году составила в среднем 69,94 года, приблизившись к ведущим странам мира. А дальше процесс пошел по нисходящей: за семь лет продолжительность жизни снизилась до 65,9 года. Особенно трагична ситуация с продолжительностью жизни у мужчин - с 65 лет в 1987 году до 59,8 года - в 1996-м. А мы пенсионный возраст хотим начинать с 65 лет - кому же пенсии собираемся выплачивать? Теперь сравните: в Японии средний возраст равен 79 годам, в Швеции - 78, в Канаде и Франции - 77, в США и Великобритании - 76, в Чили - 72, в Мексике - 70.
Между тем ожидаемая продолжительность жизни - важнейший интегральный показатель состояния общества. Его составными частями являются качество питания, среда обитания, уровень здравоохранения, защита материнства и детства, условия труда и многое другое. И не дай Бог, если все это останется на нынешнем уровне - тогда к 2005 году средний мужчина-россиянин будет жить всего 53 года...
- "Средний россиянин" - понятие растяжимое. Давно известно, что некоторые регионы отличаются завидным долголетием своих жителей...
- Долгожители есть во всех регионах, но они практически не влияют на демографические показатели. А положение в регионах таково: в 1989 году убыль населения наблюдалась в 7 регионах - субъектах Российской Федерации, в 1991 году - в 33, в первом квартале нынешнего года - уже в 78 субъектах. Исключение составляют лишь Дагестан, Ингушетия, Тюменская область, республики Тыва и Саха (Якутия), Таймырский, Эвенкийский, Агинский Бурятский и Чукотский автономные округа. Хочу при этом обратить внимание на такое тревожное обстоятельство: все меньше и меньше становится не просто граждан РФ - депопуляцию, то есть вырождение, переживает прежде всего титульная нация России - русские.
Да, гражданами России с полным основанием считают себя представители почти 130 национальностей. И я ни в коем случае не выступаю за формирование государства на этнической основе. Это не отвечает тенденциям развития цивилизации и отвергается с позиции прав человека и требований демократии. Однако выбор модели социального прогресса, ответственность ведущего этноса за судьбы страны и населяющих ее людей, особенно в период глобальных перемен, остаются величинами, имеющими и гражданское, и государственно-политического значение.
- Приговор, таким образом, вынесен. И спасение только в одном - немедленно, несмотря ни на что, улучшать социальное положение российского населения?
- Не только. От демографической оценки зависит приговор и настоящему, и будущему. Я имею в виду демографическую опасность для России. В начале III тысячелетия она становится одной из основных. Если хотите, это вызов времени.
Сейчас мы занимаем уже не одну шестую, а лишь одну восьмую часть суши, хотя по территории и остаемся самым крупным государством в мире. Но мы отличаемся и низкой плотностью населения - всего 8,6 человека на один квадратный километр. При этом за пределами Урала плотность не превышает 2,5 человека, а в крае со столицей Анадырь - 1 человек проживает на 2,5 квадратного километра... Для сравнения: в Китае на 1 квадратный километр приходится 122 человека, в Японии - 344, в Республике Корея - 444. Скудный демографический потенциал, неэффективная региональная политика, слабость федеральной власти и политическая вялость сегодня приводят к тому, что Дальний Восток втягивается в сферу интересов стремительно растущей экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Возможная колонизация Дальнего Востока и значительной части Сибири могучими соседями России уже сейчас имеет демографическую основу. Однако в политике правительства пока не просматриваются признаки того, что власть понимает масштабы грозящей опасности. Во всяком случае российский Север пустеет.
Замечу, кстати, что каких-то норм, определяющих оптимальную плотность населения, не существует. Но международная практика свидетельствует: для того, чтобы человека окружала необходимая, отвечающая современному уровню среда обитания, необходимо от 30 до 50 человек на один квадратный километр.
- Значит, в России, с ее огромной территорией и низкой плотностью населения, есть как бы подаренные природой колоссальные резервы для прироста населения и его процветания?
- Да, это один из могучих неиспользованных ресурсов нашего государства. И если мы всерьез вынашиваем планы возрождения мощной российской державы, то должны помнить: оно возможно лишь при продуманной политике в области народонаселения. Вложим основной капитал государства в семью, в ребенка, в его здоровье и образование - и тогда, только тогда возродимся. Это и должно стать одной из основных объединяющих всех россиян идей.
* * *
Збигнев Бжезинский недавно выпустил книгу (она пока еще не переведена на русский язык) под названием, которое говорит о многом: "Мир без русских". Не хотелось бы, чтобы обозначенный в заголовке прогнозный сценарий, как и все предыдущие такого рода осуществился.