ИЗ ДОСЬЕ "ТРУДА"
Впервые идея создания Государственного совета была высказана членами Совета Федерации еще в конце мая 2000 года, когда президент РФ представлял российским сенаторам своих полномочных представителей в федеральных округах. Позже аналогичные предложения вновь появились и стали все более настойчиво звучать во время обсуждения закона о реформировании верхней палаты парламента. Напомним, что согласно этому документу губернаторы и главы республик должны на основе постепенной ротации уйти из Совета Федерации, передав полномочия своим представителям. По мнению сенаторов, это приведет к их отстранению от активного участия в приеме решений на федеральном уровне. Государственный совет, по словам Владимира Путина, создается в значительной мере как раз для постоянного диалога руководителей субъектов Федерации с главой государства.
27 июля президент России подписал распоряжение, в котором одобрил предложение высших должностных лиц субъектов РФ создать Государственный совет Российской Федерации. Согласно этому документу палатам парламента было рекомендовано представить предложения о его статусе и составе. По мнению президента России, Госсовет станет консультативно-совещательным органом при главе государства.
МНЕНИЯ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИКОВ
Олег МОРОЗОВ, лидер фракции "Регионы России" Госдумы РФ:
- Я считаю, что, с точки зрения конституционности и с точки зрения соответствия нормам федерального законодательства, Указ о создании Госсовета никаких проблем не создаст, потому что это - совещательный орган. Он лишен особых конституционных или законодательных полномочий, и президент волен создавать такие совещательные органы в любом составе. Если действительно по всем важным вопросам текущей политической жизни президент будет советоваться с губернаторским корпусом и принимать решения сообразно его рекомендациям, то, конечно, политическое влияние и политический вес у Госсовета могут быть большими. Но все зависит от президента, от того, как он захочет распорядиться этим органом. На мой взгляд, создание Госсовета - это желание сбалансировать политическую ситуацию, поскольку очевидно, что после реформирования Совета Федерации и постепенного лишения губернаторов политического влияния баланс интересов и взаимоотношений между президентом и региональными лидерами был нарушен. Теперь Путин этот баланс восстановил.
Елена МИЗУЛИНА, заместитель председателя Комитета по законодательству Госдумы РФ:
- Госсовет, создаваемый Указом президента, не может быть структурой государственного управления, так как не предусмотрен Конституцией страны. Это будет общественная организация, или, если применять юридические понятия, организация с ограниченной ответственностью. Любая общественная организация, чтобы функционировать, иметь печать, счет и другие атрибуты юридического лица, должна быть зарегистрирована. В данном случае эту функцию выполняет Указ президента. Как общественная организация Госсовет не может обладать никакими властными функциями. Его роль и задачи должны сводиться к рекомендациям. Думаю, что, создавая Госсовет, Путин проявил себя гибким политиком, готовым к компромиссам.
Владислав СУРКОВ, заместитель главы администрации президента РФ:
- На заседаниях Государственного совета будут обсуждаться важнейшие экономические и внешнеполитические проблемы, связанные с внутренней жизнью страны, а также вопросы госстроительства. Наверное, можно будет рассматривать и ключевые кадровые вопросы.