В последнее время производители и продавцы применяют в особо крупных размерах некоторые «маленькие хитрости»
Скрытая продуктовая инфляция, или продуктовый даунсайзинг, — это постепенное снижение объема и веса продукта при сохранении его цены. В последнее время эти «маленькие хитрости» применяются производителями и продавцами в особо крупных размерах.
Вначале года история с появлением «девятки» яиц в привычной упаковке наделала много шума. Шквал критики со стороны покупателей торговые сети предпочли не принимать на свой счет. Даунсайзинг — это ответ на снижение реальных доходов населения и сокращение покупательского спроса, так что все вопросы — к правительству и повыше...
По оценкам аналитиков из консалтинговой компании GfK, за шесть лет масса многих продуктовых упаковок на розничном рынке «усохла» на 7-20%. На полках российских супермаркетов лежат тысячи таких товаров, но покупатели с этим вынуждены мириться. К тому же производители сахара, муки, круп, макаронных изделий, подсолнечного масла, молока и кефира стремятся нас «зарезать небольно», стараясь сохранить прежний внешний вид и маркировку знакомой продукции. Еды меньше, а цены прежние.
Увы, подобная практика не противоречит действующему законодательству. Не только покупатели, но даже продавцы никак не могут повлиять на птицефабрики, молочные или мясные комбинаты. Производители вольны фасовать свою продукцию в любую упаковку и в том объеме, в каком посчитают необходимым. Единственное обязательное условие — указывать на этикетке реальный вес и объем содержимого. Но ведь можно все это написать так мелко, что без лупы и подсветки разглядеть невозможно. Как говорил вождь, формально все правильно, а по существу — форменное издевательство.
Впрочем, экономист Алексей ПОДШИБЯКИН не видит тут ничего криминального:
— Прибегая к даунсайзингу, производители пытаются снизить негативный эффект от постоянно увеличивающихся издержек и сохранить прибыль. Эти действия не могут квалифицироваться как обман покупателя. Во-первых, реальные издержки растут быстрее, чем уменьшается объем той же бутылки молока. Во-вторых, данные дублируются на ценниках в супермаркетах. Многие из которых уже взяли за правило указывать стоимость единицы товара в пересчете на литры и килограммы вне зависимости от тары. В сложившихся обстоятельствах это единственно верная практика, позволяющая потребителям делать правильный выбор и избавляющая людей от необходимости внимательно читать все этикетки подряд.
Впрочем, внимательное отношение к этикеткам должно становиться нормой для покупателя. Как следует из исследования GfK, 63% покупателей, перед тем как положить товар в корзину, сравнивают стоимость с продукцией конкурирующих марок. Связано это в первую очередь с общим снижением покупательской способности населения, хотя присутствует и чисто эмоциональный фактор. Когда ты всю жизнь покупаешь молоко одной и той же марки, довольно неприятно обнаруживать, что литровая упаковка какое-то время назад вдруг скукожилась до 900, а то и вовсе до 850 миллилитров.
Говорить о лояльности брендам после этого как минимум неуместно. Граждане весьма прагматично, без душевных терзаний, выбирают товары тех производителей, которые за прежние деньги предлагают в килограммовой упаковке сахар, гречку или муку. А уж если товар участвует в какой-нибудь акции или ретейлер предоставляет на него заметную скидку, то мукам выбора тут и вовсе не остается места.