В московском метро под видом дорогих смартфонов продавались коробки с солью
Вчера в главном управлении МВД по Москве сообщили, что задержали мошенников, которые в метро продавали коробки с солью под видом дорогих смартфонов. Удивляет в этой истории даже не находчивость и наглость продавцов, которых всегда было хоть отбавляй, а поразительная бестолковость покупателей. История эта далеко не первая и не последняя, ведь если есть спрос, будет и предложение.
Пострадавший обратился в полицию после того, как дома открыл коробку с новеньким смартфоном, купленным в метро. Внутри оказалась пачка соли. Позже он признался, что купил не одну, а целых две пачки соли — простите, два смартфона — и заплатил за все 38 тысяч рублей. Злоумышленников поймали, сейчас идет следствие. Но все прекрасно понимают, что пойманные торгаши — всего лишь капля в море, если не в океане, поддельных товаров, которые реализуются на просторах нашей родины. Например, в переходах в Москве сейчас можно заметить африканцев, которые достают из сумок челноков «дорогую» парфюмерию и по-тихому продают за полцены доверчивым прохожим, падким на такие «скидки». И как бороться с этими продавцами, когда полстраны активно их поддерживает рублем, непонятно.
Справедливости ради надо заметить, что проблема фейк-культуры — не только российское явление. Не так давно знакомый привез из Вьетнама целый пакет с солнцезащитными очками известной марки по 10 долларов. Удивительно, но у другой знакомой, вернувшейся из Испании, в чемодане нашлись точно такие же очки за ту же сумму, только в евро. Так что советское прошлое с дефицитом и инстинктом купить все что угодно, лишь бы успеть, ни при чем.
Да и списать все на банальную неосведомленность покупателей тоже не получится. «Конечно, есть категория людей, которые не имеют представления о многих известных брендах, им невдомек, сколько стоит настоящая сумка Birkin. Просто расцветка или форма, например, нравится. Но таких от общего числа процентов 30, если не меньше», — говорит психолог, специалист в области психологии влияния Олег Белый. Существует другая категория покупателей подделок — люди, которым страсть как хочется приобщиться к миру люксовых товаров, но не позволяют средства. «Как правило, такие люди покупают те вещи, которые в магазине стоят не космические суммы, но приличные по сравнению с их доходами. Например, очки или духи, иногда часы какой-нибудь известной марки средней ценовой категории. И им кажется, что нет никакой разницы, выглядит почти так же, и плевать, что прослужит недолго», — говорит директор Института социальной политики и социально-экономических программ ГУ-ВШЭ Сергей Смирнов.
Изворотливость подпольных торговцев порой поражает. Однажды ко мне на улице в районе Тверской подошла девушка с пакетиком дорогой косметики. Она рассказала — актерские способности были на высоте — о том, как работала в известном магазине и утащила со склада товар, который по какой-то причине не пошел на продажу. Набор предлагала с огромной скидкой. Честно говоря, мысль о том, что все эти красивые коробочки достанутся мне почти даром, грела. Но склонность к аллергии и инстинкт самосохранения оказались сильнее.
Психологи считают, что в этот момент человек, как бы смешно это ни звучало, верит в некое чудо. «Как будто сейчас он сможет вырваться из обыденной реальности и прикоснуться к миру, который ему недоступен без существенных затрат. И вдруг никто не заметит небольшого обмана?» — поясняет Олег Белый.
И вот перед нами открывается невыразимо грустное зрелище, когда в метро женщина в спортивном костюме изо всех сил прижимает к груди сумку Chanel, а студент, который едва способен заплатить за обед, достает из кармана кошелек Hermes.
«Бороться напрямую с индустрией подделок бесполезно до тех пор, пока на нее будет спрос. Конечно, хочется верить, что если будут повышаться уровень жизни и зарплаты, от подделок люди откажутся. Но, скорее всего, процент тех, кому хочется блеснуть известной маркой за гроши, будет сохраняться», — говорит Сергей Смирнов.