«Ласточкой» — на дно

Расследование «Труда» показало: для речных такси стало обычным делом брать на борт больше пассажиров, чем предусмотрено нормами

Речные прогулки всегда считались одним из самых безопасных видов отдыха в летнее время. По крайней мере до нынешнего лета было именно так. «Катастрофы в речном судоходстве крайне редки», — рассказывает «Труду» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Тем не менее недавняя катастрофа теплохода «Булгария» на Волге вскрыла системные недостатки в организации безопасности на водном транспорте страны. А затонувшая в ночь на воскресенье на Москве-реке «Ласточка» второй раз за месяц продемонстрировала, что ради лишней копейки капитаны поступаются безопасностью судна, подвергая риску жизни других.

Прогулочный катер «Ласточка» затонул ночью 31 июля примерно напротив центрального спортивного комплекса «Лужники» в результате столкновения с баржей «Ока-5». По словам очевидцев, катер только отошел от берега, приблизившись к проходившей мимо барже «Ока-5», и произошло столкновение. Катер затонул на трехметровой глубине в 10 метрах от берега. Девять человек из числа находившихся на его борту, в том числе капитан Геннадий Зингер, погибли.

Предположительно, многие из погибших потеряли сознание во время сильнейшего столкновения баржи с «Ласточкой», поэтому не смогли бороться за свою жизнь, пояснил «Труду» один из спасателей, работающих на московских водоемах. Семерым пассажирам все же удалось спастись. В воскресенье катер извлекли со дна реки с помощью плавучего крана.

По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

В Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС Москвы считают, что случай с «Ласточкой» был следствием скорее рокового стечения обстоятельств, нежели преступного нарушения правил перевозки пассажиров. Там уверяют, что капитан и владелец «Ласточки» Геннадий Зингер был одним из самых опытных речных «бомбил», а его судно прошло техосмотр перед началом навигации.

В причинах и обстоятельствах столкновения «Ласточки» с «Окой», надеемся, разберется Следственный комитет. Он уже установил, что тот самый «опытный» Геннадий Зингер трижды в 2011 году привлекался к административной ответственности за превышение количества пассажиров на борту и по этой причине в последнее время предпочитал работать по ночам. Кроме того, следователи как основную версию случившегося рассматривают действия экипажа. Именно обстоятельство перегрузки плавсредства роднит «Ласточку» с «Булгарией», унесшей 122 человеческие жизни. В обоих случаях погибло большинство людей, находившихся на борту. Как на Волге, так и на Москве-реке судна были перегружены.

Прогулочный катер Р 18–81 ЧО «Ласточка», зарегистрированный в ГИМС России по Чукотскому автономному округу, проходил техосмотр в ГИМС МЧС России по Москве. Его владельцу было предоставлено разрешение на перевозку не более 12 пассажиров. Однако в ночь на 31 июля на борту «Ласточки» находились 15 человек, они отмечали день рождения гражданина Турции Вайза Небзата. Эксперт по транспорту Михаил Блинкин отмечает: «Перегруз судна недопустим, однако он не может стать причиной аварии. Но вот причиной большого количества жертв во время аварии перегруз бывает зачастую».

«Предельно допустимое число пассажиров на судне устанавливается неслучайно. Если оно превышено, то кому-то не хватит спасательных жилетов. А судно под чрезмерной тяжестью будет идти ко дну с большей скоростью, что серьезно усложняет работу спасателей», — говорит московский спасатель на воде. Кроме того, чем больше людей, тем страшнее давка в тот момент, когда корабль тонет.

То есть владельцы судов, соглашаясь перевозить пассажиров сверх положенного, фактически лишают их шансов на спасение. Как выяснил «Труд», закрыть глаза на количество пассажиров сверх положенного речные «бомбилы» и крупные компании, сдающие суда под прогулки и корпоративы, готовы по первой же просьбе.

Заместитель директора одной из московских фирм, работающих по схеме речного такси, сказал, что с легкостью пустит на борт своего прогулочного катера не 40 разрешенных человек, а больше. «Если будет человек 45, то не проблема, уместим, разве что посадка будет очень плотной; для корпоратива лучше брать теплоход крупнее», — сказал сотрудник компании.

Владельцы речных трамвайчиков в Северной столице тоже оказались сговорчивы. «Катер вообще-то рассчитан на 12 человек, хотя если будет необходимость, можно еще человек пять подсадить», — сказал сотрудник речного такси на Неве. При этом он отказал в просьбе прокатить веселую компанию с ветерком: «Катер прогулочный и может двигаться только с небольшой скоростью».

При этом операторы речных поездок гарантируют полную безопасность рейса. В Петербурге на вопрос о предварительном инструктаже и наличии спасательных жилетов нам кратко ответили: «Если надо, инструктаж проведем. Жилеты вообще находятся на видных местах».

Сотрудник московской фирмы рассказал: «У нас тут после речных катастроф этого лета все на ушах стоят, прокуратура постоянно проверки проводит». На вопрос о том, насколько велики шансы погибнуть при крушении катера на 40 человек, предприниматель резюмировал: «Ну что вы, такое судно будет тонуть долго. Не переживайте, спастись успеете». Но в эту саморекламу верится с трудом: «Булгария» ушла под воду за две минуты, а ведь ее водоизмещение было в несколько раз больше, чем у прогулочных катеров.

Водный спасатель между тем предупреждает: катера и яхты тонут с угрожающей скоростью. «Именно поэтому действия экипажа должны быть отработаны до автоматизма, а спасательных жилетов должно хватать всем. Если вы сами соглашаетесь быть тем, кто превысит разрешенное число пассажиров на борту, вы должны понимать, что шансов спастись будет меньше», — подчеркивает он.

Цифры

Как тонула «Ласточка»

Прогулка на катере по Москве-реке затевалась компанией из 15 человек. Владелец маломерного прогулочного судна Геннадий Зингер закрыл глаза на превышение допустимого количества пассажиров (согласно ст. 11.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях максимальное число пассажиров на маломерном судне — 12 человек), и катер отошел от берега. Прогулка завершилась, не успев начаться. Капитан катера обогнал баржу «Ока-5» и остановился немного поодаль.

Причина остановки пока не ясна. Ряд СМИ со ссылкой на выживших сообщают, что Зингер предвидел катастрофу, но не смог ее предотвратить. Эксперты объясняют: капитан понял, что крупная баржа сейчас затянет под себя более мелкое судно. Так и случилось: баржа раздавила катер примерно в 01.30 31 июля. Когда на место прибыли спасатели, оставалось лишь извлекать из воды тех, кто сумел выплыть из водоворота. Таких оказалось семь человек. Катер удалось извлечь со дна реки со второй попытки к середине дня 31 июля.