НА АВТОВАЗЕ СЛЕГКА ПОБАСТОВАЛИ

В Тольятти накануне намеченной на 1 августа забастовки на "АвтоВАЗе" задерживали активиста стачечного движения Антона Вечкунина. По слухам, арестовано несколько лидеров профсоюза "Единство", задумавших остановить конвейер "АвтоВАЗа" в знак протеста против ничтожных зарплат (на конвейере максимальная ставка - 7 тысяч рублей).

- А где она, правда? - спрашивает водитель цеха 46/1, женщина средних лет, назвавшая себя Татьяной Яковлевной. - С утра до вечера трубят об улучшении жизни, а на деле мы едва сводим концы с концами. У меня дочь-студентка, ей 19 лет. Как прожить вдвоем на семь тысяч, которые я получаю на руки?
Прожить действительно тяжело. Две тысячи забирают коммунальные платежи. Татьяна Яковлевна взяла ипотечный кредит, чтобы обеспечить дочь жильем, теперь погашает его ежемесячными взносами. На питание, одежду и обувь остаются гроши. Вот тебе и нацпроект!
Бастующие оживились, когда вышел на разговор директор сборочно-кузовного производства В. Шендяпин. Вокруг него тут же собрался народ.
- Давайте проблемы решать цивилизованным путем,- предложил начальник.
Примерно такими же словами директор ответил и на коллективное письмо. "Цивилизованно" - значит без акций протеста. Значит, ждать, когда дирекция войдет в положение и сделает очередную грошовую прибавку. Эти прибавки уже были и будут еще, но никаких проблем они не решают. Потому что даже отдаленно не приближаются к зарплате в 25 тысяч, которую обещали плакаты "Единой России", в марте они были развешаны по улицам Самары и Тольятти перед выборами в губернскую Думу. А накануне забастовки стал известен ответ президента АвтоВАЗа Владимира Артякова на коллективное письмо трех цехов. В нем те же слова - о коллективном договоре, в рамках которого будет проходить повышение зарплаты.
- Колдоговор подписывали официальные профсоюзники во главе с Николаем Карагиным, они глаз не показывали в сборочно-кузовное производство, когда мы начали вырабатывать свои требования, - говорит рабочий Евгений Саляев. - У профлидеров зарплата наверняка больше, чем у нас, зачем им митинговать и волноваться?
Саляев - один из организаторов забастовки в цехе 46/1. В цехе 45/2 тоже есть неформальный лидер - слесарь Александр Афанасьев. Вообще уникальность ситуации состоит в том, что трудовой коллектив выдвинул новых вожаков, не обремененных должностями и званиями. Даже известный своей независимостью лидер заводского профсоюза "Единство" Петр Золотарев признал, что решающую роль сыграла инициатива рабочих. Двое из них накануне забастовки под разными предлогами задерживались милицией, но это никого не напугало. Саляев прямо говорит: "Нам терять нечего..."
Как и намечалось, в 15 часов забастовка закончилась. Рабочие вернулись в цеха. Теперь потери подсчитают заводские руководители. Будем надеяться, они сделают правильные выводы.
ВЗГЛЯД ИЗ "ТРУДА"
Качественный труд должен высоко оплачиваться - это аксиома. Но главным показателем работы АвтоВАЗа стали непроданные 70 тысяч автомобилей (по другим данным - 100 тысяч), скопившиеся на площадках автозавода и дилеров. Низкая цена уже не спасает: машины устарели морально и технологически. В этом виноваты все: и начальники, и подчиненные. Но страдают пока лишь последние: плохой сбыт стал причиной сокращения сверхурочных - в результате у рабочих упали заработки.
Начальники пока остаются "при своих". И очень неплохих, ибо на АвтоВАЗе, как и на подавляющем большинстве других российских предприятий, рыночная экономика привела к разделению трудового коллектива на менеджмент и персонал. Разница в зарплате начинается с одного порядка (т.е. в десять раз), а верхнего предела нет. Эксперты утверждают, что в среднем по стране заработки менеджмента превышают заработки персонала в 30 - 50 раз.
"Труд" уже писал, что Россия заняла четвертое место в мире по уровню доходов менеджеров средней руки, то есть даже не высших руководителей. Впереди нас лишь Саудовская Аравия, Эмираты и Гонконг. Что любопытно: если годом раньше средний доход российских управленцев оценивался в 97 714 долларов, то ныне он вырос до 157 348 долларов, то есть на 60 процентов. Хотя ВВП страны за этот период увеличился лишь на 6,8 процента, и немалая часть прироста случилась благодаря очередному скачку мировых цен на энергоносители.
Не удивительно, что размер зарплат руководства стал тайной за семью печатями. Даже если речь идет о компании, принадлежащей государству. Специалисты кадровых агентств утверждают, что если еще совсем недавно (2 - 3 года назад) с лучшими генеральными директорами заключали трехлетние контракты с совокупным вознаграждением в 5 - 20 млн. долларов, то теперь речь уже идет о суммах в 30 - 100 млн. долларов.
Известно, что депутаты Госдумы неоднократно пытались получить сведения о размере зарплат руководства и каждый раз получали отказ. Правда, появилась информация, что зарплата членов правления РАО ЕЭС в 2005 году составила в среднем полмиллиона долларов, но это были оценочные цифры. Теперь руководство энергетического концерна приняло "опционную программу" для поощрения высшего менеджмента компании. Суть ее в том, что начальство получает право купить определенный пакет акций по 0,292 доллара за штуку, а потом продать их на рынке в 4,6 раза дороже - по истинной стоимости. Общая цена этой программы - 455 млн. долларов, из которых 20 млн. долларов достанется лично Анатолию Чубайсу.
А что тут удивительного? Судя по отчетности Газпрома, члены правления компании в 2005 году в среднем получали по 1,8 млн. рублей в месяц. А Газпромбанк в декабре 2005 года выплатил девяти членам совета, директоров бонусов на 19,6 млн. долларов, из которых председатель совета, он же глава Газпрома, Алексей Миллер получил 3 млн. долларов, а его заместители и члены правления - по 1-2 млн. В нынешнем году президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин получит бонус размером в 21 млн. рублей не за основную работу, а за исполнение обязанностей председателя совета директоров "Транскредитбанка". Впрочем, в ОАО "РЖД" его заработок как президента компании составляет примерно столько же. А сегодня рабочие АвтоВАЗа требуют платить им 25 тысяч рублей в месяц. Для сравнения: в Москве зарплата работников системы обслуживания общественных туалетов составляет от 15 до 20 тысяч. Почувствуйте разницу.