- Александра Николаевна, в 60-70-е, слушая ваши песни "Главное, ребята, сердцем не стареть", "Девчонки танцуют на палубе", "Старый клен", "До отправленья поезда осталось пять минут", "Птица счастья", тогдашняя молодежь чувствовала, что они созвучны ее чаяньям и надеждам. А как сейчас складываются ваши отношения с молодыми слушателями?
Александра ПАХМУТОВА: - Песни, о которых вы говорите, появились, когда в стране был невероятный подъем. Строились огромные заводы и электростанции, первый человек полетел в космос, осваивались целинные земли и сибирские просторы... Дух романтики, свойственный тогда молодым, оказался востребованным и государством, которому нужны были энтузиасты. Поэтому так совпало, что одни и те же песни звучали не только по центральным теле- и радиоканалам, но и у костров, и на вечеринках. Сейчас другое время. Государство уже не берет на себя роль организатора грандиозных индустриальных проектов. И во многом поэтому у общества, молодежи нет неких объединяющих идей, требующих воплощения в искусстве.
Но я по-прежнему люблю молодежь и верю в нее. Возьмите, например, какого-нибудь праздношатающегося молодого человека, так разодетого и размалеванного, что, повстречавшись с ним ночью, можно умереть со страху. Так вот, я уверена, что если его немножко почистить и приласкать, то под его боевой раскраской обнаружится нежная и невероятно одинокая душа. Но заниматься с ним сейчас некому. Теперь принято ругать комсомол. При множестве недостатков в этой организации было очень много хорошего и нужного обществу.
- Вы пишете что-нибудь для молодых?
А. П.: - Конечно. У нас есть много молодежных песен, в том числе и рэповых, и танцевальных, но вы их не услышите в эфире. При всей простоте и легкости они все же остаются в традициях песенной культуры советской эстрады и не настолько легкомысленны, как сейчас принято. Поэтому их, увы, отвергают те люди, которые сейчас "стоят у руля" в шоу-бизнесе. Это странно. Ведь в последние годы наблюдается повышенный интерес к старым песням. Людей старшего поколения еще можно понять. У них ностальгия по Советскому Союзу - могущественной стране, в которой они выросли. А вот почему молодежь тянется к ретро? Мне думается, молодым сейчас очень недостает тех высоких нравственных идеалов, о которых говорилось в лучших произведениях советской эстрады. Взять, например, любимую песню пограничников "Катюшу" Михаила Исаковского и Матвея Блантера. Сейчас ее ругают за якобы суконные слова "Пусть он землю бережет родную, а любовь Катюша сбережет". Но ведь здесь выражены высокие и очень искренние устремления. Девушка предстает не "телкой" и не "дурой"... Она будет верно ждать своего солдата, с которым потом проживет долгую и счастливую жизнь. Подозреваю, что у молодых сейчас ностальгия по душевной гармонии. Но способно ли современное искусство отражать эти чувства? Сомневаюсь.
- Когда вы сочиняете новую песню, то предчувствуете заранее, выйдет из нее хит или нет? Популярность можно просчитать или это вещь непредсказуемая?
А. П.: - В нашем деле есть определенные рецепты, как сделать популярную песню, которая принесет деньги. Это можно сравнить с флиртом. Так какой-нибудь молодой человек, красивый, но с холодным сердцем, зная определенные приемы, может влюбить в себя девушку, чтобы заполучить ее на ночь... Я считаю, что настоящему композитору лучше избегать этого.
Николай ДОБРОНРАВОВ: - Когда я только начинал, входили в силу Вознесенский, Ахмадулина, Рождественский, Евтушенко. Однажды замечательный поэт Михаил Матусовский мне сказал: "Коля, сейчас уровень поэзии очень высок. И в песне обязательно должны быть необычные, свежие строки, ну пусть хоть одна строка, которая по-настоящему зацепит слушателя". Помню, какая бурная полемика была в газетах по поводу в общем-то безобидных слов "Что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня". А сейчас мы слышим в эфире "Я беременна, но это временно" или "Ты целуй меня везде, восемнадцать мне уже", и никого это не возмущает.
Сочинение песни или просто стихов - это разные вещи. Иногда рассчитываешь на одно, а получается другое. Здесь много привходящих факторов. Настоящий успех никогда не предскажешь. К примеру, дети запели песню "Орлята учатся летать" после того, как ее исполнил Юрий Гуляев. Хотя это детская песня. А однажды на встрече с пионерами-пятиклассниками они мне спели свою любимую отрядную... "Как молоды мы были".
- Ваши песни вошли в репертуар Людмилы Зыкиной, Сергея Лемешева, Майи Кристалинской, Александра Градского, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой, Льва Лещенко, Николая Гнатюка и других звезд эстрады. Как вам все эти годы удавалось с ними ладить? Люди искусства - народ ранимый. Скажем, отдаете новую песню одному певцу, а другие обижаются...
А. П.: - В жизни разные случаи бывали. Конечно, самое лучшее, когда пишешь для конкретного человека. Так, сочиняя песню, где есть такие слова: "Ты моя мелодия, / Я твой преданный Орфей", мы заранее знали, что ее споет Муслим Магомаев. Но я, например, писала песню "Надежда" из расчета на мужской голос. И ее впервые исполнил Юрий Пузырев - великолепный артист МХАТа. Но потом редактор фирмы грамзаписи "Мелодия" Анна Качалина, подруга Анны Герман, попросила послать в Польшу несколько наших песен. Случайно туда попали и ноты "Надежды". И получилось так, что Анна Герман стала лучшей исполнительницей этой песни.
Н. Д.: - Иногда Иосиф Кобзон мог нас попросить: "Аля, Коля, дайте мне песню попеть годик, а потом уже отдавайте другим". Юрий Гуляев первым исполнил наш вокальный цикл "Созвездие Гагарина", куда вошли песни "Знаете, каким он парнем был" и "Опустела без тебя земля". А перед этим он записал целую пластинку из наших песен, которые ранее уже пели другие исполнители. Тогда это не считалось зазорным. Теперь все изменилось. Очень редко в эфире можно услышать имена авторов. Объявляют: "песня Валерии", "песня Анастасии", "песня Киркорова"... Сейчас диктат певцов, которые, кстати, ревностно следят, чтобы исполненную ими однажды песню композитор больше никому не передавал.
- Ваш протеже Юлиан недавно заявил, что меняет православную веру на мусульманство. Он с вами советовался по этому поводу?
Н. Д.: - Нет. То, что он принял ислам и уже не Юлиан, а Джабраил, мы узнали из газет. Видимо, он попал под чье-то очень сильное влияние.
А. П.: - В выборе веры все люди вольны. Однако у Юлиана проблема в другом. Профессиональный певец должен все время упорно трудиться, помногу петь, искать что-то новое...
Н. Д.: - Последний раз мы с ним виделись два года назад. Помнится, тогда нам стоило больших усилий упросить телеканал "Россия" оставить его в программе одного концерта. Он талантливый певец. Подавал большие надежды. Закончил два факультета ГИТИСа: актерский и режиссерский. Книжки разные читал, что редко случается с современными эстрадниками...
- Николай Николаевич, а разве диплом о высшем образовании может защитить человека от ошибок?
Н. Д.: - В некоторых случаях может. Образование - вещь замечательная. Но у Юлиана с самого начала проявился эгоцентризм, который с годами усиливался. А жаль. Юлиан мог бы стать новым Муслимом Магомаевым.
- Насколько я знаю, у Магомаева тоже были приступы звездности...
Н. Д.: - Однако это не касалось рабочих моментов. Всякий раз, когда мы с Муслимом в студии записывали какую-либо песню, он не стеснялся советоваться: "Ну что, не получилось, да? Плохо, да?" То есть он, будучи уже известным артистом, относился к себе критически. А сегодня на эстраде каждый начинающий заявляет, что он "звезда" и "легенда".
- А чем вас привлек певец Витас?
А. П.: - Четыре года назад 9 Мая в Кремлевском дворце съездов был концерт, на котором молодые исполнители пели песни Великой Отечественной. Витас выбрал нашу "Белоруссию". Позже он удачно спел ее и на юбилейном, десятом "Славянском базаре", на который съехались три президента - российский, белорусский и украинский. У Витаса замечательный голос. К тому же у него талант с сильным актерским уклоном. Если будет двигаться в этом напралении, то, возможно, скоро мы увидим его интересные работы в театре или кино.
Н. Д.: - Мы также работаем с академическими исполнителями: солистами Новой оперы Сережей Шереметом, Димой Корчаком, другими вокалистами. Жаль, что об этих артистах почти не пишут. У них нет выхода к массовому слушателю. Хотя Дмитрий Корчак, которому всего 22 года, недавно получил премию на международном конкурсе в Барселоне как лучший тенор.
А. П.: - Я также считаю, что и "Славянский базар", в котором принимают участие великолепные оркестры - фестиваль еще как следует недооцененный. Зато с каким придыханием говорят о "Евровидении". Вот, мол, как жалко, что мы опять не взяли первую премию. А я так вздохнула с облегчением. Иначе России пришлось бы принимать у себя всю эту "фанерную" самодеятельность. Нам это надо?
- А бывали ли в вашей творческой судьбе кризисные периоды?
Н. Д.: - К таковым можно отнести начало перестройки. Тогда известных деятелей культуры травили только за то, что они успешно работали в советские времена.
А. П.: - Нас били за песню "Малая земля". Якобы мы ее написали в честь Брежнева, у которого в 70-е вышла одноименная книжка военных мемуаров. Но на самом деле это песня о солдатах-смертниках, которые, сознательно идя на гибель, приближали Великую Победу...
Особо тяжелых творческих кризисов у нас не было. Но я их и не боюсь. Если мои песни перестанут слушать, буду писать только инструментальную или симфоническую музыку. Мы все время в работе. Вести спокойное и почетное существование нам скучно. Настоящее удовольствие от жизни получаешь, только когда занят любимым делом.