В Брэдфорде еще несколько лет назад пакистанская община была в числе отстающих. Каждые 6 из 10 иммигрантов причислялись к категории бедных, то есть их годовой доход на душу населения составлял менее 10000 фунтов стерлингов. Лучше обстоят дела у выходцев из Бангладеш. Почему? Объяснение предложил исполнительный директор QED - организации, чье название можно перевести как "В поисках путей экономического развития", - Мухаммед Али, причем сам он пакистанец.
Доктор Али убежден, что для достижения материального достатка необходимы как хорошее образование, так и еще один "важный фактор - активная жизненная позиция". Хотя бангладешцев насчитывается в Брэдфорде всего около пяти тысяч, но они в короткие сроки инициативно создали от 10 до 15 своих общественных организаций, которые помогают решать насущные проблемы. В итоге: если в 1993 году доля их детей, которые успешно сдавали в школе экзамен на успеваемость, составляла не более 18 процентов, то пять лет спустя этот показатель вырос до 33 процентов.
Мухаммед Али олицетворяет собой динамичную прослойку иммигрантской интеллигенции, сумевшей полностью интегрироваться в британское общество. Он стал для своих соотечественников новоявленным Вергилием, проводящим их через дантовы круги адаптации и абсорбции. Родился в Пакистане, вместе с родителями в 13 лет перебрался в Британию, где его отец, сам не умевший ни читать, ни писать, сделал все, чтобы дать сыну хорошее образование. Получив степень бакалавра, притом с отличием - "красный диплом", Мухаммед Али сменил специализацию с химии на менеджмент, стал специалистом в области делового администрирования. Уже как профессиональный управленец он возглавил курсы по обучению представителей этнических меньшинств в районах трех английских городов - Манчестера, Шеффилда и Брэдфорда. Кстати, следом за фамилией доктора Али значатся три буквы - OBE, означающие, что он обладает одной из высших наград государства - орденом Британской империи.
Доктор Али - крестный отец QED. Созданная им в 1990 году организация была задумана с целью "улучшить социальные, образовательные и экономические условия жизни общин выходцев из стран Южной Азии в Соединенном Королевстве". И за первые десять лет она добилась похвальных успехов. Прежде иммигранты брались за первые попавшиеся доступные виды трудовой деятельности: они занимались мелкой торговлей, прежде всего сбытом текстильных товаров, работали официантами в ресторанах и водителями такси.
- Мы видели свое предназначение в том, чтобы добиться двух взаимосвязанных целей: улучшить во всех отношениях положение выходцев из стран Южной Азии и укрепить взаимопонимание между представителями разных культур, - формулирует свое кредо доктор Али.
Первые "рабочие в гостях" из Пакистана появились в промышленном сердце Англии, в районе Мидлендс, а также на севере еще в 50-е годы: для текстильной и обрабатывающей промышленности требовалось много рабочих рук не обязательно высокой квалификации. С тех пор их община разрослась: сейчас на Британских островах обитают 650 тысяч пакистанцев (80 процентов из них автоматически стали британскими гражданами, так как родились на месте); по прогнозам, к 2002 году их численность увеличится до 1,3 миллиона, что составит 2 процента от общего населения.
- Пакистанцы хотят быть неотъемлемой частью британского общества. Однако "изъяны" в системе заставляют их думать: "Мы никому здесь не нужны". Вот вам примеры. Средний уровень безработицы в Брэдфорде составляет 5 процентов, но среди пакистанских иммигрантов - в два с половиной раза выше. По статистике, за 1994 год доля тех, кто живет ниже черты бедности, получая в два раза меньше среднего национального дохода, среди пакистанцев - 60 процентов, в то время как в других этнических общинах этот показатель в два раза ниже, а среди белых и вовсе равен 18 процентов.
Кто виноват? Начнем с объективных факторов. Случилось страшное: свертывание некогда мощной текстильной промышленности Британии, которая не выдержала напора дешевых товаров из Китая и стран Юго-Восточной Азии. В одном только Брэдфорде это обернулось крахом: в 1960 году городские мануфактуры давали заработать на хлеб насущный 70 тысячам, а сегодня востребованы не более чем 7000 (сжатие в десять раз!).
Что на это скажет доктор Али? Он рассуждает взвешенно и в традициях диалектического анализа: виноваты "обстоятельства - у пакистанцев нет достаточной квалификации (продолжу эту мысль: что делает их неконкурентоспособными на рынке труда. - В.М.) и дискриминация". Свою лепту вносит и недобросовестная пресса: журналисты зачастую проводят у себя в сознании демаркационную линию: мол, "если ты сикх или индус, то ты - в порядке, но если мусульманин - это означает, что ты сам по себе проблема". Мало кто считает за труд разобраться, сетует доктор Али, что такое ислам.
Тем не менее доктор Али отвергает тенденциозно упрощенное объяснение того, что выходцы с его исторической родины редко добиваются преуспевания, - дескать, всему виной застарелая, а ныне подпитываемая событиями после 11 сентября "исламофобия", заразившая Запад в целом. Он парирует этот тезис конкретными примерами того, как мусульмане из Индии, Восточной Африки и Ближнего Востока обрели гарантированно уютное место под британским солнцем, обеспечив во многих отношениях беспроблемную жизнь себе и своим детям.
- Во что превратилась Британия? - резюмирует доктор Али. - В сообщество этнических общин. Не надо искать общую объединительную платформу, она заключена в самой человеческой природе и выражается свое-образной формулой 80 на 20 - на четыре пятых все мы равновелики, равноценны и идентичны. Только одну пятую человеческой сущности составляют индивидуальные, групповые, этнические, расовые, религиозные и прочие особенности.
Так мыслит и такой вот формулой поддерживает в себе исторический оптимизм британский подданный пакистанского происхождения, орденоносец и почетный доктор Брэдфордского университета Мухаммед Али.