Шахта имени А.Ф. Засядько, где позавчера вечером произошла очередная трагедия, находится недалеко от центра Донецка и на фоне доведенных до ручки предприятий углепрома считается весьма благополучной. Много лет у ее руля стоит известный руководитель, народный депутат Украины Ефим Звягильский. Здесь регулярно выплачивают зарплату, а желающие устроиться на работу записываются в очередь. И это несмотря на то, что шахта относится к категории самых взрывоопасных, и за последние три года в крупных авариях здесь погибли 105 горняков. Нынешний август, как и прошлогодний, начался с беды.
Должностные лица утверждают, что на участке, где проводились буро-взрывные работы, замеры метана показали его нулевую концентрацию. Тем не менее после взрывных работ произошло "газодинамическое явление". По спискам, под землей находились 20 человек, на момент написания материала было поднято 19 обгоревших тел, а опознано - 16 горняков. Поиски одного шахтера продолжались - выяснялось, не остался ли он на поверхности. Пожара в выработках не возникло. Одиннадцать человек, шедших на смену, услышав взрыв, вернулись, один из них был госпитализирован с отравлением продуктами горения легкой степени. Средний возраст погибших - 37 лет, осиротел 21 ребенок.
Возле шахты много плачущих.
Разговорились с Михаилом Кондратьевичем Сорокиным. Он проработал под землей 33 года. Его сын - Владимир, хоть и тоже пенсионер, но продолжет трудиться на комбайне в проходке - денег на жизнь не хватает - нужно ставить на ноги двоих сыновей.
Об аварии Михаилу Кондратьевичу сообщил сосед в девять утра. Сын, который должен был уже вернуться, не пришел. Плачущий Сорокин-старший выспрашивал - не видал ли кто его сына.
Через полчаса я снова увидел Михаила Кондратьевича. Он плакал, но от счастья. Сына в "черных списках" не оказалось. Возможно, они просто разминулись.
"Баста! - говорит Михаил Кондратьевич, пытаясь закурить. Руки трясутся и спичка гаснет раз за разом. - Баста! Скажу сыну - пусть рассчитывается. Никакие деньги не стоят того, чтобы тебя потом вот так поднимали... что и опознать нельзя..."
Так говорят после аварий многие. Но проходит время, и все повторяется...
Разговариваем с горномонтажником Валерием Николаевичем Васильевым, которого в 12 ночи вызвали на опознание.
- Лишь около 4 утра я с трудом опознал (все горняки очень сильно обгорели) двоих со своего участка. Погибли молодые, работящие, хорошие ребята. Александр Земляной - работает недавно, всего год его ребенку. Двадцатипятилетний Леонид Обухов вместо первой вышел по семейным обстоятельствам в роковую вторую смену. Сколько это будет продолжаться? Такое впечатление, что траурные ленты стали третьим цветом государственного флага Украины.