Чуть больше месяца назад Оренбургский областной арбитражный суд в закрытом(?)заседании возбудил дело о признании несостоятельным (банкротом) Орско-Халиловский металлургический комбинат, по-нынешнему - ОАО "НОСТА" (г.Новотроицк). Само дело будет слушаться 25 сентября, а пока на комбинате введено "внешнее наблюдение" (чтобы к сентябрю не растащили имущество), для чего назначен временный управляющий - московский "предприниматель без образования юридического лица" Александр Горшков.
Наша справка: "НОСТА" - восьмой по величине в России металлургический комбинат. Расположен рядом с уникальным месторождением природно-легированной железной руды, что позволяет производить особо прочный высококачественный прокат, около ста марок углеродистой, легированной и низколегированной стали, а также то, чего не может никто в мире, - природно-легированный хромоникелевый чугун. До июня нынешнего года официально признавался очень благополучным предприятием. В 2000 году его выручка составила 369,7 млн. долларов, чистая прибыль - 791,3 млн. рублей. Комбинат - один из крупнейших бюджетообразующих предприятий Оренбургской области (и, естественно, "основной кормилец" Новотроицка). Текущих долгов перед бюджетами всех уровней не имеет. В Новотроицке содержит за свой счет почти всю социальную сферу.
Если такое предприятие банкротят, значит, это кому-нибудь нужно? Явных инициаторов здесь видится два. Во-первых, группа компаний "Стилтекс" (не перечисляем их все, чтобы не занимать газетную площадь). Две фирмы этой группы - First Royal Steeltex Corp., а также ООО "Юниверсал металл" заявили, что "НОСТА" должна им соответственно 50 миллионов рублей и 50 миллионов долларов. Второй инициатор - знаменитая российская "Альфа групп". "Альфе" комбинат "НОСТА" не должен ни копейки, но... Во-первых, одним из представителей "Стилтекса" на суде выступал (по доверенности) Вадим Кучарин - глава металлургического департамента компании "Альфа-Эко". Во-вторых, назначенный по суду внешним управляющим "НОСТЫ" Александр Горшков теперь ходит в сопровождении службы безопасности "Альфы". В-третьих, в Оренбурге г-н Горшков появился после того, как благополучно обанкротил компанию "Черногорнефть" в пользу Тюменской нефтяной компании (входящей в "Альфа групп"). На суде это почему-то было названо "положительным опытом арбитражного управления градообразующего предприятия".
Но речь об управляющем у нас еще впереди, поскольку он всего лишь "исполнитель" (как, похоже, и арбитражный суд области). А мы пока не все узнали о "действующих лицах".
"Стилтекс" в данном случае - организация малоинтересная. Никто доподлинно и не знает, откуда и - главное - зачем появилась в Новотроицке эта группа. Позвал ее прежний (еще "красный") директор Павел Гуркалов после того, как пытался весь комбинат продать... собственной дочери (точнее, принадлежащей ей оффшорной фирме на Виргинских островах), но дельце не выгорело. Не обладая какой-либо серьезной собственностью или капиталом, не имея за душой даже приличной репутации, "Стилтекс", однако, получил от Гуркалова почти исключительные права на управление материальными и финансовыми потоками комбината с годовым оборотом в несколько сот миллионов долларов.
И - вы не поверите! - работал здесь больше года исключительно "из любви к искусству". Во всяком случае, проведенный потом аудит его деятельности показал: за 15 месяцев (цитирую) "денежный убыток от бизнеса, связанного с ОАО "НОСТА", составил 17,1 млн. долларов США". Ну просто совершеннейшие бессребреники.
На комбинате, однако, утверждают, что "Стилтекс" обеспечивал "НОСТУ" сырьем по двойной-тройной цене, а продукцию ее, наоборот, продавал за полцены (через своих посредников) и таким образом зарабатывал себе на хлеб с маслом и, может, даже с черной икрой. Потом в уральских СМИ появились материалы о том, что ранее аналогичным способом "Стилтекс" разорял, а потом пытался обанкротить Молдавский металлургический завод в приднестровской Рыбнице, и западным коллегам оренбургских металлургов удалось отбиться только с помощью Стокгольмского международного арбитражного суда. Да мало ли...
Но было бы невежливо недооценить интересы более серьезного "действующего лица" - "Альфа групп" в затеянном спектакле с банкротством ОАО "НОСТА".
Сразу скажем: небескорыстный интерес "Альфы" к Орско-Халиловскому комбинату и ее участие в организации банкротства можно считать если не доказанным точно, то как минимум не опровергнутым. В редакцию одной из московских деловых газет недавно приходил некто Александр Волков - глава компании "МИНФИН" (она специализируется на перехвате управления на предприятии и известна скандалами на "Криогенмаше", Лебединском ГОКе, "Норильском никеле"), чтобы заявить следующее: в апреле к нему обращался глава металлургического департамента "Альфа-Эко" Вадим Кучарин и заказывал разработку плана банкротства "НОСТы". Господин Волков согласился и сразу изложил клиенту основную идею плана: сначала по иску мелкого кредитора на предприятии вводится процедура наблюдения, затем в ходе инвентаризации выявляются товарные векселя 1996-1997гг. - в начале этого года Высший арбитражный суд признал их долговыми расписками и запретил расплачиваться с третьими лицами без уплаты налогов. Дальше процедура банкротства уже не зависит от ее инициатора - налоговики требуют погашения "вексельных" долгов, выплатить их не удается, и предприятие превращается в конкурсную массу...
Именно этот план, по словам г-на Волкова, в основном и реализуется теперь в Новотроицке, но без участия "МИНФИНа": менеджеры "Альфы", выражаясь жаргонно, попросту, видимо, "кинули" авторов идеи, взяв ее на вооружение и не заплатив ни копейки.
Встает вопрос: зачем "Альфе" это нужно?
Ответ можно найти в недавних высказываниях главы "Альфа групп" Михаила Фридмана, который рассказывал о принципах своей деятельности, основах, на которых базируется его бизнес:
"Мы не рассматриваем себя как профессионалов в той или иной области. Мы не банкиры, не нефтяники, не телекоммуникационники... Для нас не было бизнеса, который мы считали бы исконно нашим и которым готовы всю жизнь заниматься... Мы вкладываем в проекты и выходим из них, если считаем, что это правильное время, место и цена... Вот так мы видим нашу миссию: купив компанию, установить в ней правила жизни, близкие и понятные для потенциальных инвесторов, прежде всего западных, и на каком-то этапе продать актив..."
Вот такая идеология. Впрочем, бизнесу и это нужно: взять подешевле - продать подороже. А что может быть дешевле предприятия-банкрота? В природе от пожирателей, пардон, падали есть польза: обеззараживают местность. В экономике "чистильщики" тоже нужны, их бизнес считается вполне уважаемым. Если, конечно, все делается честно: покупается - честно, продается - тоже.
О продажах сейчас говорить не будем - не тот случай. А вот о покупках...
Послушаем, что говорил, например, о банкротстве "Черногорнефти" (перешедшей потом в собственность "альфовской" структуры) тогдашний председатель Федеральной комиссии по финансовому оздоровлению и банкротству Георгий Таль: "Черногорнефть" - это предприятие, которое могло заплатить по своим долгам в течение двух недель, максимум месяца. И об этом знали все. Об этом знали кредиторы, которые банкротили это предприятие. Я с ними периодически общался, и мы с ними еще спорили. Я говорил: ребята, давайте я выведу это предприятие в нормальное состояние за три месяца. Они смеялись и говорили: да, мы знаем, мы быстрее сами выведем, но зачем нам это нужно? Им это действительно было не нужно..."
А до "Черногорнефти" под управлением "Альфа групп" был Западно-Сибирский металлургический комбинат - знаменитый Запсиб, которому тоже была уготована участь банкрота, и только жесткое вмешательство губернатора Кузбасса помешало славной компании попировать на косточках кемеровских металлургов. Сегодня аналогичная "операция" готовится на Ямале: банкротство ожидает газовую компанию "Роспан Интернешнл", владеющую лицензиями на поиск и разработку газа и газового конденсата на Новоуренгойском и Восточно-Уренгойском газоконденсатных месторождениях (запасы - 568 млрд. кубометров газа и 96 млн. тонн газового конденсата). Интеллигентные люди из входящей в "Альфа групп" Тюменской нефтяной компании утверждают, что она уже контролирует 50 процентов кредиторской задолженности "Роспана" и планирует заполучить его максимум через полгода.
Еще раньше были "освоены" активы Ачинского глиноземного комбината (АГК) - по очень простой и эффективной схеме. Сначала Альфа-банк предложил временному управляющему АГК Глебу Фетисову два кредита общей суммой в 25 миллионов нынешних рублей. Тут же компания "Альфа-Эко" предложила гарантии под эти кредиты - с штрафными санкциями в размере 1 процента за каждый день (чтоб мне кто-нибудь так платил!). Через год, когда долги комбината своему "гаранту" - компании "Альфа-Эко" составили уже 100 миллионов рублей (то есть выросли вчетверо), "временщик" Глеб Фетисов передал в собственность "Альфе" практически все основные фонды АГК, готовую продукцию на 25 миллионов рублей и даже право на пятилетнюю аренду рудника, на котором добывается нефелин - основное сырье для комбината.
Здесь надо бы удивиться храбрости "временщика" Фетисова: на Западе подобный "прокол", думаю, привел бы к получению бизнесменом "волчьего билета", в деловых и судебных кругах - и он вряд ли уже смог бы вторично претендовать на должность арбитражного управляющего. Но Глеб Фетисов и не претендует, поскольку теперь занимает пост гендиректора "Альфа-Эко".
Зато у посаженного временным управляющим ОАО "НОСТА" Александра Горшкова все впереди (видимо, заслуги в период управления "Черногорнефтью" засчитаны не были). Ибо никакие "действующие лица", кем бы они ни были, ничего не смогут добиться, если за ними не следует строй дисциплинированных и старательных "исполнителей".
Горшков старается. Начал с того, что затребовал "для осуществления временного управления" практически всю документацию, имеющуюся на комбинате (запаситесь терпением и прочтите перечень): протоколы собраний и заседаний всех руководящих органов за последние три года - в трехдневный срок; ежегодные отчеты ревизионной комиссии, заключения аудиторских фирм, акты налоговых проверок за последние три года - в трехдневный срок; договоры, соглашения, контракты, заключенные предприятием со всеми юридическими и физическими лицами в 1999, 2000, 2001 годах... с приложением дополнительных соглашений, актов сдачи-приемки работ, актов приемки-передачи имущества, актов сверки расчетов, актов сверки зачетов, накладных, ж/д квитанций на отгрузку продукции, договоров уступки требования, новации, перевода долга, платежных документов... Документы первичного бухгалтерского учета...
Не могу больше перечислять: там этих пунктов - аж 34! И все в кратчайшие сроки: любую задержку г-н Горшков пообещал расценивать "как факт учинения препятствий временному управляющему при исполнении его обязанностей". Комбинат терпеливо исполнял, хотя пришлось купить пять ксероксов (и уйму расходных материалов), установить для всех управленцев 10-12- часовой рабочий день и даже привлечь на подмогу студентов металлургического колледжа.
Не помогло: на прошлой неделе Горшков подал-таки в арбитражный суд иск об отстранении гендиректора "за разбазаривание имущества": покупку для нужд комбината автомобиля "Нива" и оплату консультационных услуг на 35 тысяч рублей (хотя пять ксероксов обошлись дороже).
Временного управляющего можно понять: ему велено стать здесь не контролером-соглядатаем, а полноправным хозяином. А далее возможен любой вариант: хоть ачинский, хоть черногорский.
И я совсем не удивлюсь, если Оренбургский арбитражный суд послушает Горшкова и даст ему полную власть над "НОСТА". А что? Начали же здесь процедуру банкротства, хотя уже в процессе заседания выявилось: претензии компаний "Стилтекса" к "НОСТА" - натуральная "липа". Одному из должников металлурги давно заплатили (а он даже срочно закрыл банковский счет - лишь бы не получать деньги). С другим рассчитались частично взаимозачетами (у комбината оказалась уйма векселей незадачливого кредитора), частично - деньгами. Суд, однако, расчеты не признал, а в перечне причин отказа был, например, такой, как "неоднородность валюты исполнения требований" (брали в дойчмарках - отдали в долларах). И так далее...
В общем, похоже, здесь мы тоже имеем дело с "исполнителями".
И, наконец, есть в данной истории третья сторона: областные власти. Которым, по идее, не должно быть безразлично, что станет с крупнейшим в регионе предприятием? С населением города Новотроицка? Наконец, с областным бюджетом? Но они молчат, хотя высказать свою позицию по поводу творящегося беспредела были обязаны, как минимум, два человека: вице-губернатор Борис Плохотнюк (отвечающий за экономику региона) и сам губернатор Алексей Чернышев (отвечающий за все).
Конечно, у Плохотнюка сложное положение: с десяток газет уже написали о том, что одно из "действующих лиц" данного спектакля - глава "Стилтекса" Владимир Савельев носил вице-губернатору "подношения", да еще тайно записывал процесс их вручения на диктофон. Теперь если он поддержит "Альфу" - как бы подтвердит обвинения, выступит против - а вдруг придется "отвечать за базар"?
Но губернатору ведь нечего бояться. В мздоимстве не замечен, в каких-либо особых отношениях с "Альфой" - тоже. Однако... "Администрация выступает против искусственного банкротства "НОСТА", - заявил Алексей Чернышев пару недель назад. А потом подумал и "выдал" другое: "Администрация региона будет готова в рамках своих полномочий оказать помощь внешнему наблюдающему АО "НОСТА"...