МУРТАЗА РАХИМОВ: ОБРАЗОВАНИЕ - СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИОРИТЕТ В XXI ВЕКЕ

Меньше месяца осталось до того дня, когда в школах городов и сел страны прозвенит первый звонок. Миллионы первоклассников сядут за парты уже в новом веке, новом тысячелетии. От того, каким будет образование наших детей сегодня, зависит экономика, культура, политика нашей страны завтра. Поэтому принципиально важно определить основные задачи и направления государственной работы по модернизации системы образования как в общенациональном, так и в региональном масштабе.Одним из субъектов РФ, где развитию образовательной реформы уделяется самое пристальное внимание, является Республика Башкортостан. Сегодня на вопросы "Труда" отвечает президент республики Муртаза РАХИМОВ.

- Муртаза Губайдуллович, какие принципы положены в основу республиканской государственной политики в сфере образования?
- За эти годы реформ образование, как и вся социальная сфера, развивалось в нашей стране, к сожалению, по остаточному принципу. Сегодня положение меняется. Мы наконец-то вернулись к пониманию того простого факта, что инвестиции в образование имеют стратегическое значение. Ведь во всем мире знают: опережающее развитие системы образования - залог глобальной конкурентоспособности любого государства. Полноценное развитие системы образования невозможно без масштабного государственного участия, в том числе и потому, что именно государство является гарантом прав граждан на бесплатное образование.
Основные принципы, которыми республика руководствовалась, формируя свою образовательную политику, определены в национальной доктрине образования, а также в программных документах правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики. Они предполагают существенные изменения в содержании, организации, финансировании и управлении нынешней системой образования.
Мы должны создать необходимые условия для выполнения "социального заказа" общества на качественное образование с учетом интересов и потребностей как самих граждан, так и республики и страны в целом. Эта задача тем более очевидна, что в Башкортостане образование всегда было одним из важных направлений государственной политики, а юные граждане республики - предметом особой заботы общества и государства.
- В чем особенности развития республиканской системы образования?
- Наша главная цель: повысить доступность образования, в том числе на родных языках народов республики, и особенно - его качество. Ведь в новых экономических и социальных реалиях именно от этого зависит тот стартовый уровень, с которого начнется профессиональная судьба и в хорошем смысле - жизненная карьера человека.
За последние десять лет в республике резко возросло количество школ, вузов, а также учреждений профессионального образования, которые открылись даже в самых отдаленных регионах Башкортостана. Мы стремимся создать приоритетные условия для образования сельской молодежи. И особенно - поддержать наши молодые таланты. Для наиболее перспективных учащихся, студентов, аспирантов и докторантов учреждены именные стипендии президента Республики Башкортостан.
Выбирая собственную стратегию развития системы образования, мы хотели сочетать западный и традиционно российский подходы. Что я имею в виду? Западный человек подходит к образованию очень прагматично - как к инвестициям в свое будущее. Он с раннего возраста отличается целеустремленностью, нацелен на конкретную специализацию. В целом это, конечно, хорошо, но оборотной стороной является сугубо утилитарный подход к знаниям и общей культуре. Может быть, Шерлоку Холмсу действительно ни к чему было знать, что Земля круглая. Но это ведь литературный герой...
А у нас в России, да и вообще на Востоке всегда ценились общая образованность человека, широта его интеллекта, уровень культуры. И в таком подходе есть вполне осязаемые практические выгоды: специализированный ум европейца зачастую "дает сбои" в нестандартных ситуациях. А вот переполненный, казалось бы, "лишней" информацией мозг евразийца может быстро найти необычное и эффективное решение. Не поэтому ли за нашими талантливыми математиками, физиками, программистами буквально охотятся правительства и крупные корпорации всего мира?
Я мог бы еще долго говорить на эту тему. Но в "сухом остатке" одно: опережающее развитие системы образования - необходимое условие конкурентоспособного развития региона и государства в целом. Новый Башкортостан и новая Россия нуждаются в творческом, волевом, самостоятельно мыслящем человеке, способном стать хозяином своей судьбы. От того, как и чему мы сегодня научим наших детей, зависит наше будущее. Каждый рубль, вложенный в систему образования республики сегодня, это миллионы рублей в нашей экономике, науке и культуре - завтра.
- Какие же средства вкладывает республика в развитие системы образования?
- За последние пять лет доля средств, направляемых на нужды образования в республике, возросла почти на 4 процента. В этом году она составит уже 30 процентов от доходной части бюджета по сравнению с 26 процентами прошлого года. И с каждым годом объем финансирования системы образования из республиканского бюджета увеличивается.
Например, у нас все ученики школ, лицеев, гимназий обеспечиваются бесплатными учебниками. На эти цели только в 2001 году республика направила более 100 млн. рублей. Кроме того, мы постоянно вводим в строй десятки новых школ и детских садов, своевременно проводим ремонт помещений. В итоге по уровню основных показателей развития системы образования Башкортостан занимает неплохие позиции в стране. По данным российского журнала "Лидеры образования", в прошлом году мы заняли третье место после Москвы и Санкт-Петербурга по степени развития общественно-государственных форм управления образованием.
- Не нарушает ли исповедуемый вами принцип регионализации системы образования единства общероссийского образовательного пространства?
- Нет, напротив, только укрепляет его. Децентрализация и регионализация образования происходят во всем мире. И это вполне понятно: ведь школа, учебные заведения профессионального образования должны ориентировать и готовить молодежь к реальной жизни, где на практике, в конкретных регионах они будут применять полученные знания. Поэтому я глубоко убежден, что национальный и региональный компоненты образования только усилят российскую программу модернизации образования.
- Тогда, какую региональную специфику следовало бы учитывать на федеральном уровне при разработке общероссийских образовательных проектов?
- На мой взгляд, крайне важно воспитание в молодом поколении ориентации на ценности федерализма. Это означает, что мы должны научить наших детей видеть в различиях людей, культур, взглядов не помеху, а источник развития. Это означает признание уникальности и ценности национальных культур, их единства, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры. Всем нам нужно по-настоящему учиться диалогу и пониманию того, что сила и потенциал развития России - в ее многообразии.
Ну и, конечно, чрезвычайно важно изучать и учитывать на федеральном уровне различные педагогические и организационные новации, которыми так богаты регионы.
Башкортостан накопил большой опыт развития национальной школы в интересах всех народов, проживающих на территории республики. Сегодня у нас в школах изучаются 14 родных языков, на шести языках ведется обучение. С каждым годом расширяется сеть национальных образовательных учреждений, растет количество детей, изучающих свой родной язык. Так, за последние десять лет количество школ, в которых изучают или учат на родном языке, увеличилось в 1,8 раза, а количество детей, изучающих родной язык, - в 2,2 раза. В настоящее время в Башкортостане почти половину всех общеобразовательных учреждений составляют национальные школы и гимназии, где обучаются на своем родном языке около 99 тысяч учащихся (почти 63 процента всех учащихся нерусской национальности). С 14 республиками и областями Российской Федерации заключены соглашения о совместной деятельности в области национального образования.
Убежден, что и в национальной доктрине образования, и в федеральной программе его развития, и в других программных документах национальная, общероссийская, общечеловеческая культура, взаимодополняющие друг друга, должны быть максимально сохранены и представлены в развитии.
- Башкортостан - один из промышленно сильных регионов России, с мощным топливно-энергетическим комплексом, развитой химической и нефтехимической промышленностью, крепким аграрным сектором и прекрасными природными условиями. Может ли экономика влиять на регионализацию системы обучения?
- Учет специфики социально-экономических, природных, экологических условий жизни региона - это второе важное положение регионализации образования.
По итогам 2000 года объем сельскохозяйственной продукции составил около 20 процентов объема промышленного производства. При этом сельская школа по-прежнему играет важнейшую роль в развитии села. Сегодня, несмотря на то, что в сельской местности проживает треть населения Башкортостана, здесь сконцентрированы почти 85 процентов общеобразовательных школ республики. Совершенно очевидно, что именно от них зависит, есть ли у села будущее или оно обречено на вымирание.
В этих условиях одной из важнейших проблем региональной образовательной политики становятся сохранение и оптимизация размещения сельских школ. Для этого в республике приняты республиканские целевые программы развития сельской школы, строительства новых школ взамен ветхих и аварийных. Итоги их реализации налицо. В сельских районах продолжают открываться опорные школы как региональные научно-методические, информационные образовательные центры развития дошкольного, общего, дополнительного и начального профессионального образования. Уже приобретено 95 автобусов, которые подвозят в школы детей из отдаленных сел и деревень. К новому учебному году откроются 38 новых школ взамен аварийных.
- Учитывается ли специфика села в учебных планах?
- Конечно. В программе предусмотрены курсы фермерского хозяйства, огородничества, садоводства, пчеловодства, животноводства, а также народных промыслов, культуры земледелия, технического обслуживания и эксплуатации сельскохозяйственной и бытовой техники. Увеличивается количество учебно-опытных участков, подсобных хозяйств, школьных пасек. Накоплен богатый опыт преподавания предметов декоративно-прикладного искусства, художественной обработки дерева, текстиля, металла.
То есть в процессе обучения в Башкортостане учитываются особенности экономических, природных, культурных условий жизни республики. К сожалению, в большинстве федеральных программных документов в сфере образования этот факт упущен. Но в жизни он есть и будет до тех пор, пока существует выраженная специфика материальной и духовной жизни регионов.
- На ваш взгляд, в чем главная задача общероссийской образовательной реформы? В каких общефедеральных образовательных экспериментах Башкортостан примет участие в новом учебном году?
- Конкретные шаги на пути к новому качеству образования уже делаются. Речь идет в первую очередь о широкомасштабных федеральных экспериментах по совершенствованию содержания и структуры общего среднего образования, введению единого государственного экзамена, о персонификации бюджетного финансирования, изменении юридического статуса образовательных учреждений, компьютеризации и информатизации сельских школ.
Наша принципиальная позиция по этому вопросу такова. Находясь в едином федеральном образовательном пространстве, мы будем принимать активное участие в этих инновационных поисках. Более того, мы уверены, что любой эксперимент выявляет и "заставляет работать на конечный результат" все хорошее, ценное, передовое, что создано в педагогической практике, создает хороший стимул для профессионального творчества. Именно поэтому наша республика активно подключилась к широкомасштабной экспериментальной работе. С нового учебного года шесть общеобразовательных учреждений трех городов и двух сельских районов Республики Башкортостан будут участвовать в эксперименте по переходу к 12-летнему общему среднему образованию. Проведена большая подготовительная работа в этом направлении. Практически 90 процентов учащихся начальных классов сегодня уже обучаются по четырехлетней системе. С этого же учебного года начнется эксперимент по созданию условий для профилизации учащихся старших классов.
- Будут ли школы Башкортостана оснащены компьютерами, Интернетом?
- Да. Подготовлены республиканская концепция информатизации системы образования и программа развития республиканской образовательной информационной системы на период до 2006 года. По соглашению о совместной деятельности между российским Министерством образования и правительством республики по информатизации сельских школ, на приобретение компьютерной техники, программного обеспечения и обучение специалистов предусматривается направить из федерального и республиканского бюджетов по 37,6 млн. рублей. А согласно республиканской программе компьютеризации до 2005 года школы республики получат более 2 тысяч компьютеров. Поэтому очень своевременным является одобрение правительством России федеральных программ "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" и "Электронная Россия" на период до 2010 года. Основная их задача - сделать доступными для россиян новейшие электронно-информационные технологии, и прежде всего - в сфере образования.
Учитывая особую важность решения этой проблемы, в Башкортостане создана организация "Спутниковые телекоммуникации Башкортостана". Основной целью их деятельности является охват всей территории республики телевизионным вещанием и обеспечение доступа к сети Интернет. Уже через два года мы будем иметь собственный телевизионный канал. Сейчас ведется подготовка по его организации, определению содержания и направленности учебных, просветительских программ, передач для населения всех возрастов.
И, наконец, в целях развития национального образования следует укреплять сотрудничество регионов России в сфере разработки на самом современном уровне программ, учебников, компьютерных и аудиовизуальных средств обучения для предметов национально-регионального компонента и родных языков.
Я уверен, что реализация целенаправленной государственной политики по модернизации образования, учитывающей культурно-исторические особенности каждого региона, подкрепляемая финансово-экономическими, кадровыми и информационными ресурсами, позволит российской системе образования занять достойное место в мировом интеллектуально-духовном пространстве.