У МИРА ОСТАЕТСЯ ШАНС

Израильскому премьер-министру Эхуду Бараку удалось пройти по лезвию ножа, избежав вотума недоверия в кнессете. Правая оппозиция во главе с блоком "Ликуд", выступающая против территориальных уступок палестинцам, не смогла набрать 61 голос, необходимый для принятия решения.

Тем не менее правительство Барака покинула почти половина министров, недовольных слишком "мягкой", по их мнению, позицией премьера на кэмп-дэвидских переговорах с палестинцами.
И на этом испытания Барака не кончились. Кнессет, прежде чем разойтись на трехмесячные каникулы, возможно, проголосует за досрочные выборы. А необходимость приведения состава кнессета в соответствие с настроениями электората продемонстрировали выборы нового президента Израиля. Вопреки общественному мнению, которое, согласно опросам, уверенно поддерживало кандидатуру ветерана политики, одного из отцов "мирного процесса" и лауреата Нобелевской премии Шимона Переса, кнессет (в первую очередь за счет голосов ортодоксальной религиозной партии "Шас") избрал президентом страны ликудовца Моше Кацава. Хотя пост президента в Израиле носит в основном церемониальный характер (по образному выражению первого главы государства Хаима Вейцмана, "он имеет право совать нос только в собственный носовой платок"), неожиданное фиаско опытного и весьма уважаемого за рубежом ашкенази (европейского еврея) Переса и успех сефарда (восточного еврея) Кацава стали для Барака дурным предзнаменованием. Хотя у премьера есть три месяца, чтобы постараться совершить прорыв на переговорах с палестинцами.
В этом Бараку в полной мере способствует президент Клинтон. Именно он вылил на разгоряченные головы палестинцев, приветствовавших неуступчивость ничего не добившегося Арафата "как триумф правого дела", ушат холодной воды. Поддержав Барака, Клинтон предупредил палестинцев, что в отсутствие их конструктивной позиции он переведет американское посольство в Иерусалим, укрепит израильский оборонный потенциал и пересмотрит отношение Вашингтона к палестинцам, если те в одностороннем порядке провозгласят свое суверенное государство 13 сентября, как то обещал Арафат.
Наблюдатели полагают, что Ясир Арафат, оказавшись между молотом американо-европейского давления (а Клинтона поддержала и Франция) и наковальней непримиримо настроенного крыла палестинского политического спектра (включая религиозных экстремистов из "Хамаса") и общеарабской позиции, отвергающей компромисс по статусу Иерусалима, предпочтет все-таки американо-европейский вариант. Со своими "диссидентами" он как-нибудь справится. А уламывание арабских лидеров, видимо, возьмут на себя США.
В поисках достойной и взаимоприемлемой формулы компромисса, прежде всего относительно судьбы Восточного Иерусалима, где на почти четырех квадратных километрах, окруженных средневековой стеной, сконцентрированы святыни трех мировых религий, госсекретарь США Мадлен Олбрайт проводит консультации с Ватиканом. Как известно, папа Иоанн Павел II выдвинул идею интернационализации Восточного Иерусалима - нечто вроде совместного муниципального совета, куда войдут израильтяне, палестинцы, а также представители ООН и трех религий. Такой совет принимал бы решения на основе консенсуса (общего согласия). Как раз поиски такого согласия, видимо, резко активизируются в течение предстоящих нескольких недель.
НАША СПРАВКА. Восьмой президент Израиля Моше Кацав родился 54 года назад в Иране. В 1951 году эмигрировал в Израиль. Окончил Еврейский университет в Иерусалиме по специальности экономика и история. Служил связистом в армии, сотрудничал в газете "Едиот Ахронот". Депутат кнессета нескольких созывов от партии "Ликуд". Занимал посты министра жилищного хозяйства и строительства, труда и социального обеспечения, туризма. Был вице-премьером. Кроме иврита, владеет английским, персидским и арабским языками. Женат, имеет пятерых детей.