Гидов-экскурсоводов в городе на Неве взялись пересчитывать, будто цыплят по осени
Гидов в Петербурге пересчитают, проэкзаменуют, введут для них обязательное лицензирование, занесут в реестр. Депутаты городского парламента внесли на рассмотрение законопроект об обязательной аттестации всех, кто водит туристов по городским музеям, выставкам, достопримечательностям, приобщая любопытствующих к высокой культуре. Принятый на днях Законодательным собранием в первом чтении закон грозит серьезно усложнить проведение так называемых авторских экскурсий. Осталось выяснить, пострадает ли от этого культура.
Идея такого лицензирования давно витала в питерском влажном воздухе. Еще с 1990-х, когда гидов-профессионалов начали теснить доморощенные знатоки, освоившие азы разговорного жанра. Они предлагали свои услуги в основном зарубежным туристам, завлекая гостей низкими ценами и маршрутами, «куда иностранцев водить не принято». Например, во двор на Пушкинской улице, 10, где собирались рок-музыканты с друзьями-художниками. А еще в места обитания непризнанных отечественных гениев и провидцев:
И все-таки те гиды-самозванцы постсоветских лет старались честно зарабатывать свой хлеб. Темой владели. Дело свое любили. Слушателей уважали. А нынешние им не чета. Водят невзыскательного брата-туриста в популярные у гостей города места: Эрмитаж, Русский музей, Петергоф, Царское Село. Дурачат приезжих — что иностранцев, что наших. Считают: был бы язык подвешен, а остальное приложится. Сходил в тот же Эрмитаж, послушал профессионалов — и валяй, пересказывай другим, мешая услышанное с небылицами.
Недавно на открытии очередной художественной выставки корреспондент «Труда» прогулялась по залам Зимнего дворца. Застала там небольшую группу россиян во главе с парнем лет тридцати, увлеченно вещавшим о «царских палатах». «Здесь вот, — показывал он на кушетку в углу, — умирал Петр I, муж Екатерины II, которого Ленин в семнадцатом хотел выгнать из Зимнего, а он, Петр, отказался дворец покидать...»
У меня, не поверите, дыхание перехватило от такой галиматьи. Петр I — муж Екатерины II?! Преобразователь России скончался за четыре года до рождения принцессы Софии Августы Фредерики фон Ангальт-Цербстской, ставшей русской царицей в 1762 году. А революционер Ленин родится только через полтора века... Хотела было встрять, поправить «гида», но тот уже понесся дальше, увлекая за собой слушателей. Из которых, замечу, никто ему не возразил, проглотив услышанное про кушетку и Петра с Екатериной:
Подобного рода казусов, ляпов и откровенного невежества (как ни назови, все будет мало!) пруд пруди в сегодняшней петербургской экскурсионной реальности. Приведу еще парочку, чтобы в полной мере дать прочувствовать, как далеко зашла проблема.
От Зимнего, если идти по Дворцовой площади в сторону Миллионной улицы, непременно придешь к знаменитым атлантам. Тем самым, из песни Городницкого. Туристы любят около них фотографироваться. Заодно пытаются узнать что-то новое. И оно, это новое, тут как тут — в лице опять же молодого человека с какой-то книженцией под мышкой и указкой в руках. За скромную таксу в тысячу рублей он предлагает 15-минутный экскурс о здании и скульптурах, что «держат небо на каменных руках». Повествует на полном серьезе: «На первом этаже здания Нового Эрмитажа потолки шесть метров — специально для великанов, которые изначально жили в этих местах еще задолго до появления Петербурга».
А как вам сказка о Петропавловской крепости, которую «русские отвоевали у шведов»? Она довольно популярна на Заячьем острове, облюбованном Петром I в начале 1700-х для возведения на нем защитного сооружения. Шведы, к слову, к тому моменту уже несколько лет как были русскими биты и от Невы отважены:
— Вранье во время проведения экскурсий характерно не только для самозваных гидов. Некоторые вполне себе профессионалы тоже стараются не отставать, норовят приврать «для красного словца», — делится с вашим корреспондентом Наталья Агафонова, специалист с 45-летним стажем. — Это теперь называется приукрасить. Все дело в стремлении увлечь слушателей, которым нынче подавай интригу, скандал. Вот и придумываются всякие небылицы.
Опросы, регулярно проводимые независимыми экспертами, показывают, что у русскоязычных туристов спрос на классические пешеходные маршруты по городу год от года падает. О Петербурге Пушкина, Достоевского, Ахматовой издано много книг. Да и интернет у большинства теперь всегда под рукой. Той информации, что он выдает, любопытствующим обычно хватает. Другое дело пройти со знатоком по мистическому Петербургу, желательно в темную лунную ночь, по местам громких убийств — тут за рублем не постоишь!
Два года назад на весь мир прогремело имя доцента СПбГУ Соколова, убившего и расчленившего свою студентку-любовницу. И месяца не прошло после его ареста, как к дому на Мойке, где он жил и убивал, потянулись экскурсии. Организовали их два ушлых паренька, выдававшие себя за краеведов. Неплохо успели заработать до того, как их «просветительскую» деятельность пресекли правоохранители. Ну явно переусердствовали ребята в своем желании «хапнуть на живца».
Так, может, и реестр для экскурсоводов никакой не нужен вместе с экзаменами, лицензиями? Если есть спрос, если люди голосуют рублем, то и пусть себе вкушают, чем их кормят? Из-за прошлогоднего локдауна у многих из гидов-профессионалов резко упал заработок. К нынешнему лету он так и не восстановился. Как подсчитала по моей просьбе та же Наталья Агафонова, обычная полуторачасовая экскурсия в городе на Неве стоит 250 рублей с человека. Не менее половины уходит агентству или на рекламу. Чтобы приносить домой каждый день хотя бы пару тысяч, «отработать» надо минимум 20 групп. А где их взять?
С лицензированием есть опасность заорганизованности всего дела. Как это случилось на исходе СССР, когда гиды подбирались чиновниками по принципу личной симпатии. Маршруты составлялись на основе рекомендаций тех же чиновников из Смольного. Да и действует уже в Петербурге система аккредитации с обязательным экзаменом — без нее музеи не дают теперь разрешения на работу у себя. Не приведет ли дополнительное госрегулирование к тому, что турбизнес просто уйдет в подполье? Экскурсоводов будут находить с помощью социальных сетей. А количество врунов и невежд, которые будут водить группы, только увеличится:
Смотришь на маленькую кушетку, где «леживал» Петр Великий, — и голова кругом идет.