В зданиях железнодорожных вокзалов России появляется сеть гостиниц «Город Отель»
Наша страна, к сожалению, славится необоснованно дорогими ценами на проживание в отелях. Причем, на эту дороговизну жалуются и россияне, и иностранные туристы. Новый проект направлен на снижение этих цен и на лучшее обеспечение жильем туристов, приезжающих в крупные российские города. ОАО «РЖД» и ОАО «Отель менеджмент» подписали договор, согласно которому в зданиях вокзалов появится сеть отелей хостельного формата «Город Отель».
Корреспондент «Труда» побывал в одном из них, который недавно стал работать при Казанском вокзале города Москвы. Окна жилых номеров выходят на привокзальные территории или даже в центральное помещение вокзала. Вентиляция и кондиционирование для всего отеля централизованные, так что шум машин, вокзальная суета, объявления дикторов не слышны. И здесь, находясь в гостинице, я впервые в жизни изумился — насколько красивы стены и потолок Казанского вокзала столицы! Барельефы, узоры, лепнина! В обычной суете приезда-отъезда этого не замечаешь, потому что в спешке смотришь лишь по сторонам и себе под ноги, но не вверх.
Кроме хостельных 10-местных номеров ценой в 600 рублей и 6-местных по 900 рублей с человека в сутки, здесь имеются двухместные и одноместные по 3000 за номер, а также двухместный люкс по 4000 за номер в сутки.
Цены вполне демократичные, учитывая, что в них входит и стоимость 20-летней аренды, которую устанавливает РЖД. Ведь в данном случае мы имеем дело с жильем в центральной части столицы. Понятное дело — в Бутово или Мытищах цены были бы пониже. Либо окупаемость проекта была бы рассчитана не на 8 лет, а на более короткий срок.
Кроме проживания, клиенты могут рассчитывать и на питание. В гостинице при Казанском вокзале уже создана кухня, где без дополнительной платы можно из своих продуктов приготовить еду и подкрепиться — набор посуды, печь, мойка, столы и стулья для этого предусмотрены.
Первый недоуменный вопрос, который возник лично у меня при ознакомлении с этим проектом: «Но ведь и раньше, еще в СССР при вокзалах работали гостиницы. В чем суть новизны этого проекта?». Ответ оказался прост. Да, гостиницы, были раньше и некоторые продолжают работать. Но в рамках данного проекта «Город Отель» к ним добавятся 218 новых отелей. В какую цифру при этом выльется количество добавившихся койко-мест — пока неизвестно. Но европейская практика показывает: в среднем вместимость привокзальной гостиницы большого города соответствует количеству пассажиров в половине поезда дальнего следования, то есть, 300 человек. А значит, программа «Город Отель» в масштабах России может добавить более 60 тысяч койко-мест, причем, только в крупных городах и только при железной дороге. Такой массовый «вброс» товара на рынок, несомненно, уменьшит его стоимость. И еще отметим: в работе новых гостиниц будут действовать не старые советские, а современные европейские сетевые стандарты. В частности, руководители проекта «Город Отель» долгое время стажировались в Германии.
В значительной мере данный проект приурочен в чемпионату мира 2018 года, а также ряду других международных футбольных событий, которые пройдут в России до этого чемпионата. Так что в первую очередь отели и хостелы будут возводиться в обеих столицах, Самаре, Сочи, Ростове, Калининграде, Казани, Волгограде, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Кстати, первая гостиница в рамках «Отель Город» сдана в эксплуатацию в Екатеринбурге в 2013, а вслед за ней сразу три — в Москве, при Казанском, Киевском и Ленинградском вокзалах. Первоначально заполняемость гостиниц была лишь 20%. Впрочем, это — нормальный показатель для мировой практики. Сейчас он поднялся до 65%. И здесь еще сделаем поправку на то, что среднюю цифру сильно «тянет вниз» Киевский вокзал, на котором значительно уменьшилось число пассажиров в связи с сильным сокращением поездов на Украину. Кроме того, этот показатель сильно зависит от сезонности. Под завязку заполнены номера бывают лишь в период школьных каникул. Наибольшей популярностью привокзальные хостелы пользуются у детских спортивных команд: юных спортсменов тренеры обычно селят в 10-местных или 6-местных, а сами живут в двухместных. В результате, пребывание в столице оказалось по карману даже командам провинциальных спортшкол.