Авария может подорвать участие РФ в крупнейшем международном проекте по исследованию космоса: под проект «Экзомарс» Россия должна была предоставить как раз «Протоны»
В течение всего дня 2 июля российские эксперты пытаются выяснить причины и оценить возможные последствия крушения ракеты-носителя «Протон-М», которое произошло в ночь на вторник. Ракета рухнула вниз практически в прямом эфире нескольких телеканалов. Убытки, причиненные аварией российскому космическому ведомству, оцениваются в 200 миллионов долларов.
Первоначально специалисты предположили, что «виновником» крушения стал разгонный блок «Протона» – ДМ-03. Он был установлен на эту ракету впервые с декабря 2010 года, когда случилась почти такая же авария с потерей трех спутников «Глонасс-М». Однако спустя несколько часов эксперты заявили, что дело – не в разгонном блоке. Во-первых, потому, что это один из самых надежных разгонных блоков, не имевших за свою историю летных замечаний; а во-вторых – ЧП случилось еще до того, как блок начал работу.
«Орбитальный блок (разгонный блок ДМ-03 с тремя спутниками «Глонасс-М») при выведении на низкую околоземную орбиту функционирует в пассивном режиме до момента отделения от ракеты-носителя в конце участка работы ее второй ступени, после чего осуществляется доставка блока космических аппаратов на заданную орбиту в результате двух включений маршевого двигателя разгонного блока», –говорится в сообщении РКК «Энергия».
Как пояснили журналистам источники в космической отрасли, авария случилась на первых секундах старта. А время включения в работу блока ДМ-03 – 585-я секунда после начала полета. Таким образом, – сделали выводы специалисты, – причина аварии ракеты-носителя – скорее всего, в отказе двигателя первой ступени.
Окончательные выводы по этому поводу еще предстоит сделать правительственной комиссии, которая будет создана по распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева.
А вот «Байконуру» в ближайшее время придется выдержать мораторий на запуски: территорию космодрома необходимо очистить от возможного загрязнения ядовитым ракетным топливом – гептилом.
Эксперты отмечают: с одной стороны, за последние годы неудач у российской космонавтики было так много, что им уже почти перестали удивляться. Однако именно катастрофа 2 июля может оказать весьма важное, и к сожалению – негативное влияние на будущее российской космической отрасли.
Прежде всего, – отмечают обозреватели, – это отнюдь не первая авария подобного рода, приводящая к потере спутников «Глонасс-М». Предыдущая подобная ситуация случилась 5 декабря 2010 года, когда три спутника упали в Тихий океан в полутора тысячах километров от Гавайев. Тогда причину усмотрели в ошибке конструкторской документации, в результате которой в разгонный блок были залиты лишние полторы тонны окислителя.
Сейчас в систему ГЛОНАСС входят 29 космических аппаратов, размещенных на орбите. Однако работают из них только 23. Чтобы покрыть Землю навигационным полем, должны функционировать 24 аппарата. Именно ради пополнения этой группировки и был затеян запуск «Протона-М» со спутниками.
Однако попытка завершилась неудачей, которая, – напоминают обозреватели, – стала уже третьей с начала 2013 года. До этого случилась авария ракеты-носителя «Зенит» по программе «Морской старт» и нештатное выведение на орбиту аппаратов Минобороны.
Как сообщили очевидцы происшествия, в месте падения ракеты образовалась воронка в 150-200 метров диаметром. Сейчас место крушения оцеплено: специалисты берут пробы грунта и воздуха, оценивая степень загрязнения окружающей среды. Ведь на борту «Протона» находилось около 500 тонн топлива – так называемого несимметричного диметилгидразина, или гептила. Он очень ядовит, и поэтому представляет серьезную опасность для экологии.
По выражению специалистов, гептил – это вещество, от которого следует бежать прочь, даже находясь в противогазе. «Один грамм гептила может поразить один кубический километр воздуха», – пояснил журналистам эколог Мэлс Елеусизов. Его коллега, член-корреспондент МАНЭП РФ Владислав Бенсман добавил, что гептил может оказывать губительное воздействие на окружающую среду в течение 20-30 лет.
Город Байконур получает воду из артезианских источников, и специалисты опасаются, что, попав в почву, гептил опустится до грунтовых вод и попадет в городской водопровод.
Правда, эксперты стараются успокоить горожан, заявляя, что при мощном взрыве практически все имевшееся на ракете топливо должно было сгореть. «Можно думать, что основная масса топлива прореагировала с окислителем, которого в избытке, и гептильное загрязнение должно быть минимальным. Потому что при таком взрыве происходит полное сгорание гептила», – рассказала заведующая лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ Татьяна Королева.
К тому же, – отмечают специалисты, – сразу после аварии шел дождь, и облако, образовавшееся после взрыва ракеты, начало оседать, поэтому ядовитые «хвосты» в большом количестве не дошли до города.
Тем не менее, пуски с космодрома на некоторое время придется остановить. По данным источников в ракетно-космической отрасли, очистка территории займет два-три месяца.
А вот «Протонам», скорее всего, не придется летать значительно дольше. Ближайший запуск этой ракеты, вместе с зарубежным космическим аппаратом Astra-2E, был запланирован на 21 июля. Но теперь его отменили до завершения работы аварийной комиссии. Следующий запуск намечался на 14 августа, но тоже будет перенесен. До конца 2013 года с «Байконура» должны были взлететь шесть «Протонов-М», в том числе и с многофункциональным лабораторным модулем к МКС. Состоится ли хотя бы один из этих стартов, пока сказать сложно.
Как рассказал журналистам эксперт по космической политике Юрий Караш, «крайняя» неудача российской космонавтики может иметь очень серьезные последствия для ракетно-космической отрасли в целом. Дело в том, что в результате аварии оказывается под угрозой участие РФ в проекте «Экзомарс» – самом крупном международном проекте по исследованию космоса, в котором участвует наша страна. Для «Экзомарса» Россия должна была предоставить как раз «Протоны» – две ракеты-носителя, предназначенные для запуска к Марсу в 2016 и в 2018 годах. Теперь же, по мнению эксперта, европейцы имеют все основания отказаться от этих ракет, или даже вовсе закрыть проект.
Крушение «Протона-М» 2 июля: как это было