Аспирантка Российского института истории искусств Ольга Евсеева получила травму, когда пыталась попасть к главе Минкульта
Редкая реорганизация обходится нынче без скандала. Особенно если касается она централизации или закрытия предприятия. Вот и на этот раз в Петербурге сотрудники Российского института истории искусств (РИИИ) решительно не согласны с идеей чиновников объединить их с московским Институтом культурологии. Все, может, и прошло было гладко, если бы не «история с избиением», о которой стало известно воскресным вечером.
— Узнали, что к нам едет министр культуры Владимир Мединский, — рассказал «Труду» на правах анонимности один из старейших сотрудников РИИИ. — Мы стали ждать. Никто не расходился. И хотя министр появился только в 21 час, мы все его дождались. Нас собрали в большом зале, дверь закрыли. Аспирантка Оля Евсеева немного задержалась, и ее на встречу с министром не пустили.
Она пришла, чтобы вручить министру письмо от аспирантов. Стоявший у дверей помощник Мединского рукой отодвигал ее в коридор, чтобы закрыть дверь, и выкрутил ей руку, да так, что пришлось идти потом в травмпункт. У Евсеевой зафиксировали ушиб мягких тканей. Очевидцы из числа коллег аспирантки в один голос утверждают, что «это было настоящим избиением». И называют фамилию сотрудника министерства, преуспевшего в борьбе с девушкой.
Министерство культуры, в свою очередь, вчера опровергло информацию о том, что во время визита главы ведомства Мединского в РИИИ «кто-то кого-то избил». «Ничего подобного не было», — сообщает пресс-служба министерства.
Тут пора сказать, из-за чего, собственно, сыр-бор. Еще в конце 2012 года в Петербурге заговорили о возможном слиянии питерского РИИИ с московским институтом культурологии (РИК). Главной причиной при этом называлась отнюдь не любимая многими нынешними чиновниками «оптимизация», когда под предлогом экономии средств сливаются в одно (а потом зачастую просто закрываются) разные, малые и средние учреждения.
В данном случае, как говорят, заинтересовало министерство здание, занимаемое РИИИ вот уже 101 год. Расположено оно на Исаакиевской площади. Что уже само по себе дорогого стоит! В довершение всего особняк еще и памятник архитектуры, построенный в середине ХIХ века по проекту знаменитого архитектора Боссе. Словом, достопримечательность города, за которую о-го-го сколько можно выручить, если подсуетиться!
Данную версию в Министерстве культуры, естественно, опровергают. Как и объединение. При этом настойчиво гнут свою линию. Свидетельством чему — неожиданная смена руководства в РИИИ. Произошла она в середине июня. Примерно через две недели после общего собрания коллектива с участием известных далеко за пределами России петербуржцев, а также журналистов. На нем было утверждено открытое письмо к руководству страны, в котором сотрудники института и представители общественности выразили протест против возможного объединения. Тогда же в интернете начался сбор подписей в поддержку РИИИ. За короткий срок подписей набралось несколько тысяч.
С директором Татьяной Клявиной досрочно расторгли трудовой договор. На ее место пока в качестве исполняющей обязанности министром назначена Ольга Кох, начинавшая свою работу в качестве музейного работника. От каких-либо комментариев Ольга Борисовна, как передала ее секретарь, «пока воздерживается».
Практически сразу с ее приходом в институте началось сокращение кадров. Из 125 человек уволено уже 15. На очереди, как говорят, следующие 20...
На том майском собрании все были единодушны: объединение погубит институт, а здание, которое он занимает с первых лет своего существования, наверняка продадут какому-нибудь хваткому инвестору. Мало ли таких примеров в последние годы! Достаточно вспомнить пресловутый «Оборонсервис» другого правительственного ведомства — Минобороны, который изрядно преуспел, распродавая за бесценок армейское имущество, в том числе в Петербурге.
То есть схема проверенная. Ее взяли на вооружение чиновники, взявшись за «реформирование» Российской академии наук — едва ли не единственной на сегодня структуры, которая еще имеет неподвластную хваткому бизнесу недвижимость, участки земли в центре больших городов. Похоже, тем же путем не прочь пойти и чиновники от культуры.
Справка «Труда»
Российский институт истории искусств — один из старейших в своем роде в стране. Основан в 1912 году графом В.П. Зубовым по образцу Флорентийского. Граф отдал институту для работы собственный особняк. После Октябрьской революции 1917 года институт стал государственным. Его сотрудниками в разные годы были такие знаменитые литературоведы и музыковеды, как Ю.Н. Тынянов, Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Асафьев, В.М. Жирмунский, А.В. Преображенский. Недолгое время (в начале 1930-х годов) был отделением Государственной академии искусствознания, а в 1963-1992 годах — научно-исследовательским отделом Ленинградского театрального института.