Члены Партии народной свободы ПАРНАС на прошедшей в субботу, 2 июля партийной конференции приняли решение оспаривать в суде отказ Минюста в регистрации, а затем – участвовать в президентских выборах.
Наблюдатели отмечают, что мнение руководства партии к ситуации за прошедшие две недели изменилось кардинально. Ведь узнав об отказе Минюста, один из лидеров ПАРНАСа – Михаил Касьянов назвал предложение о повторной подаче документов на регистрацию «пустым делом», пояснив, что, по его мнению, все предыдущие документы не имели нарушений. Сотрудники же Минюста, аргументируя отказ, заявили, что обнаружили в списках членов партии «мертвых душ»: людей, которые в реальности не имеют к партии никакого отношения.
Как рассказал в интервью изданию «Московский комсомолец» член политсовета подмосковной «Солидарности» и ПАРНАСа Максим Петрович, на первом этапе регистрации проверялись только сведения об учредителях партии, отчеты о проведении съездов и собраний и данные об участниках. «И даже в этой показной, «парадной» части актива нашли 79 «мертвых душ», – отмечает Петрович. – Например, руководитель одного регионального отделения ПАРНАСа узнал о своей новой должности лишь благодаря проверке Минюста – до этого, что называется, был ни слухом, ни духом. Забавно, не правда ли? А что если проверят все 46000 анкет? Счет фальшивок может пойти тогда уже не на десятки… Господа Немцов, Касьянов, Милов и прочие, думаю, об этом знают. Потому и не спешат обращаться в суд».
Тем не менее, сопредседатели партии все-таки решили пойти на судебный вариант. Правда, как стало известно журналистам, в успех разбирательства верят немногие: из нескольких десятков участников конференции уверенность в том, что ситуация повернется в пользу партии, выразили всего 7 человек.
На днях ПАРНАС понес кадровые потери: из партии ушел сопредседатель петербургского отделения Андрей Пивоваров. По его словам, руководство ПАРНАСа не слишком заботилось о качестве сбора заявлений о вступлении в партию, ставя во главу угла количество, а не качество. «От Петербурга хотели за три месяца получить 3 тысячи членов новой никому не известной оппозиционной партии. Реально нам удалось собрать порядка 600, что, видимо, сильно разочаровало Москву, но «рисовать» результат мы не стали». Мотивы же собственного ухода Пивоваров объяснил следующим образом: «Я пришел в политику восемь лет назад с желанием что-то изменить. Желание не пропало, вот только с опытом пришло понимание того, кто реально хочет что-то делать, а кто просто играет «в политику». Самое неприятное - обнаружить в едином, стоящем на глубоко идейной мотивации оппозиционном движении, людей, для которых, например, ПАРНАС является всего лишь очередным проектом».
Это не первый громкий уход членов ПАРНАСа из партии: в апреле вместе с несколькими сторонниками партию покинул руководитель регионального отделения Самарской области Александр Паулов, а в июне – депутат Калининградской областной Думы Витаутас Лопата. Отношения между движениями «Солидарность» и «Демократический выбор», входящими в состав партии, также остаются натянутыми: члены этих структур перманентно обвиняют друг друга в различных злонамерениях.
В свете вышесказанного многие обозреватели уверены, что серьезных политических перспектив у ПАРНАСа меньше, чем в декабре прошлого года. Вполне возможно, что политической коалиции вообще вскоре понадобится начинать свою деятельность с нуля.