На определенные размышления о природе этой таинственности наводят такие факты. В 2002 году "Апшерон" в японском порту Вакканай выгрузил 112 тонн камчатского краба на общую сумму 1,4 миллиона долларов. 14 декабря 2003 года траулер за браконьерство был задержан в заливе Петра Великого. В ноябре 2004-го пограничники нашли на его борту еще 5 тонн незаконно добытого краба. В апреле 2006-го по тому же поводу "Апшерон" попался пограничникам в Охотском море.
В начале октября прошлого года траулер отправился в очередной рейс из Петропавловска-Камчатского. Последний раз на связь вышел в конце октября из района севернее Сахалина.
- 12 июня сигнал бедствия подал радиобуй "Апшерона", - рассказывает дежурный капитан Владивостокского координационного спасательного центра Анатолий Зарубин. - Мы попытались найти судно. Не получилось.
"Апшерон" нашли жители, которые занимались сбором черемши. Как считают в спасательном подцентре "Южно-Сахалинск", экипаж, скорее всего, организованно покинул "Апшерон", поскольку с борта спущен трап. В подцентре полагают, что и на этот раз судно занималось браконьерством. Спасаясь от пограничников, капитан, скорее всего, направил траулер на берег, чтобы не попасть под суд.
Однако ни судовладельцы, ни родственники моряков тревогу не бьют. ООО "Сати" прекратило существование еще в 2006 году. Кто отправил "Апшерон" в рейс, неизвестно. Фамилии членов экипажа - тоже. Выяснить хотя бы фамилию капитана мы попытались в портнадзоре Холмска, к которому приписан "Апшерон". Дежурный портнадзора Николай Запысов ответил:
- А кто знает его фамилию? Траулер давно у нас не был. Мы пытались найти судовладельца, но бесполезно. Не может пока определить, кто им является, и прокуратура.