- Валерий Георгиевич, как вы себя ощущаете в ранге обладателя Кубка УЕФА?
- Прекрасно - и
- Валерий Георгиевич, как вы себя ощущаете в ранге обладателя Кубка УЕФА?
- Прекрасно - и постараюсь как можно дольше сохранить это состояние. А если серьезно, то, на мой взгляд, наш клуб добился действительно выдающегося достижения. Уверен, что оно станет знаковым для отечественного футбола - его дальнейшее развитие будет проходить с учетом этого результата. Побеждать в Европе вполне реально - наш клуб и наши игроки доказали это, причем достаточно убедительно. Это, верю, поворотный момент в российском футболе.
- Ваша жизнь как-то изменилась после победы в Лиссабоне?
- Я реалист и понимаю, что за любыми победами идут рабочие будни. Сидеть и почивать на лаврах негоже. Надо стремиться к достижению более высоких целей. Выиграть Кубок УЕФА очень почетно - будем двигаться дальше.
- Следующая вершина - Лига чемпионов. Насколько реально для ЦСКА покорить и ее?
- Во-первых, наша команда достаточно молода, что очень важно. Думаю, уже через год мы можем поставить серьезную задачу уже в Лиге чемпионов - это вполне реально с учетом наших амбиций, уровня мастерства, тактической зрелости команды, словом, ее потенциала. В прошлом году мы получили очень хорошую школу и в играх Лиги чемпионов. Результат мог быть лучше, но не хватило везения и, конечно, опыта. Ведь за исключением Игнашевича и Ярошика никто не играл в этом турнире. И, конечно, если не будем забивать пенальти "Челси" и "Порту", то обыграть их будет сложно. А ведь фактически нам не хватило одного очка. По содержанию игры мы никому не уступили. Поэтому, естественно, что когда мы ставили задачи на текущий сезон, учтя приобретенный в Лиге чемпионов опыт, мы решили бороться за выход в финал Кубка УЕФА. Многие считали это утопией и даже не предусмотрели такой возможности в календаре сезона.
- Готовясь к беседе, мы вспомнили команды, с которыми в последние 15 лет вы работали. "Динамо" в начале 90-х играло в достаточно лихой и острый футбол, порой пренебрегая обороной. "Спартак-Алания" чемпионских времен выглядел уже более сбалансированной командой, но действовал также в острокомбинационном стиле. ЦСКА, ставший чемпионом в 2003-м, показывал футбол, может быть, не самый зрелищный, но тактически грамотный и эффективный. Хотя далеко не столь результативный, как игра ЦСКА в 2005 году - прежде всего в международных матчах. Любопытно, насколько за эти полтора десятилетия изменились ваши тренерские взгляды?
- Во-первых, они менялись с учетом тенденций развития современного футбола. Во-вторых, эволюция любого человека - это нормальный творческий процесс. Третий и очень важный аспект - подбор игроков. В 2003 году у меня в атаке играл Попов, а сейчас на его месте есть Вагнер Лав. Эти футболисты совершенно разные даже по менталитету...
15 - 17 лет назад я был начинающим тренером. А для того, чтобы добиться каких-то результатов, каждый из нас должен пройти через собственные ошибки, хотя говорится, что надо учиться на ошибках других. Думаю, что, пока человек не пройдет через собственные ошибки, он ничему всерьез не научится.
- В прошлом году ЦСКА упустил золотые медали на самом финише чемпионата достаточно обидным образом. Может быть, и это дополнительно мотивировало футболистов на то, чтобы реабилитироваться уже в Кубке УЕФА?
- Ни о какой реабилитации речи не было. Напомню, что я принял команду в прошлом году, когда до окончания чемпионата оставалось 14 матчей. Для того чтобы стать чемпионами, надо было выиграть 11 из них. А мы сумели победить в десяти встречах. Поэтому у меня нет никаких претензий к игрокам - они сделали все возможное. Претензии можно предъявлять только к себе - после матча в Санкт-Петербурге (ЦСКА за три тура до финиша выиграл у "Зенита" - 3:0. - Прим. авт.) ни я, ни игроки не сомневались, что станем чемпионами. Вот эта самоуверенность и подвела. Хотя футболисты имели уйму возможностей и в матчах с "Крыльями Советов", имея огромное преимущество, и с "Динамо" - не хватило удачи. А счет идет не на голевые моменты, а на голы. Конечно, это был удар. Но я благодарен игрокам за то, что они сумели, несмотря на не самое успешное начало сезона, до конца проявлять нацеленность на первое место.
- Европейский сезон состоял для ЦСКА из 19 матчей в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Какой момент был, по вашим ощущениям, самым трудным? Может быть, первый тайм финала?
- Финал-то как раз был сложным матчем, но не самым трудным. В Кубке УЕФА таким моментом был второй поединок с "Осером". Потому что дома мы достаточно убедительно выиграли - 4:0, а известно, что в такой ситуации недооценка соперника может привести к плачевному итогу. Тому много примеров в истории футбола. Поэтому было очень важно настроить игроков - а когда в самом начале мы пропустили гол, стало сложно психологически. Но мы вышли из этой ситуации - а в остальных матчах команда была настолько уверенной в себе и мощной, что я даже не сомневался: будем в финале. А если брать весь сезон в целом - то самым трудным я бы назвал второй матч с "Рейнджерс". В Глазго пришлось очень тяжело - домашняя победа 2:1 все-таки не дает серьезного преимущества. Но игроки проявили свои лучшие качества, и мы заслуженно вышли в групповой турнир Лиги чемпионов.
- В первом тайме финала ЦСКА не походил на себя. В чем секрет метаморфозы, случившейся после перерыва?
- Когда ты играешь в финале, тем более на поле соперника, уступить на время ему инициативу - это нормально. Мы же не можем их вообще не выпускать за центр поля! Такого в футболе не бывает. Играя дома, при 50 тысячах своих болельщиков, "Спортинг" имел бешеный настрой. Наша задача в эти минуты была простой - грамотно сыграть в обороне. А после 30-й минуты игра потихоньку стала выравниваться. Она четко шла уже по нашему плану.
- Весомый вклад в игру ЦСКА сейчас вносят два бразильца - Карвалью и Вагнер Лав. Это игроки высокого уровня. Но есть и оборотная сторона медали. Вы сталкиваетесь с проблемами, которые давно знакомы европейским тренерам, имеющим в командах игроков из Латинской Америки. Вагнер почти на две недели опоздал с возвращением из короткого отпуска, Карвалью часто играет на публику, как говорится, пижонит. Что собираетесь делать?
- Во-первых, они молоды (одному 20 лет, другому 21), а юности свойственны ошибки. И такие моменты вовсе не определяющие у бразильцев. Они у многих бывают. Это часть жизни команды, которая представляет собой живой организм. Вагнер, к примеру, за опоздание был наказан - мы применили штрафные санкции, достаточные для того, чтобы он понял, что был не прав.
- В премьер-лиге начинается дозаявочная кампания. Насколько серьезные перемены ждут ЦСКА?
- Мы над селекцией круглый год работаем - в коллективе должна быть ротация футболистов. Рассматриваем ряд кандидатов на конкретные позиции, хотя команда у нас достаточно укомплектована, очень хороший подбор игроков. Сейчас мы привлекаем много молодых ребят из второго состава, но для решения глобальных задач необходимо усиление некоторых мест в составе.
- Есть ли в чемпионате России игроки, которых ЦСКА хотел бы купить, или клуб уже вышел на такой уровень, что пополнение приходится искать исключительно за границей?
- Есть один-два игрока, которые нас интересуют, но существуют определенные трудности с их приглашением.
- Если представить, что вы можете купить любых трех футболистов планеты - кого бы вы взяли в ЦСКА?
- Наверное, это больше виртуальный вопрос, а я не летаю в облаках. Конечно, предела совершенству нет. Если пофантазировать, наверное, стоило бы усилить позиции в обороне, в средней линии и в атаке. А значит, купить Терри и Лэмпарда из "Челси", а к ним в придачу - Шевченко из "Милана".
- Несколько лет назад ЦСКА пополнила большая группа молодых ребят, но судьбы их оказались разными. Братья Березуцкие выросли в основных защитников клуба и национальной сборной, в то время как многие их ровесники как-то незаметно растворились в клубах низших лиг.
- Березуцкие - действительно талантливые ребята. Честь им и хвала, что, несмотря на всю ту грязь, которую выливали на них и на меня, они упорно трудились, проявляли характер и достигли сегодняшнего уровня. Критиковали их игру, ругали меня за то, что включал в состав... Но ведь журналисты видят надводную часть айсберга, а тренер каждый день работает с игроками, четко видит перспективы. Я очень рад, что так получилось. А те, кто затерялся... Да, все они были игроками молодежной сборной, но кто-то достиг своего потолка, кто-то начал предъявлять к себе совершенно другие требования. Это - жизнь. Сколько талантливых игроков загубили свои способности! Кто-то не выдерживает бремени популярности, кто-то перестает прогрессировать, работать.
- Хотели бы поинтересоваться вашей оценкой соперников ЦСКА в борьбе за "золото" в чемпионате России...
- Думаю, что в целом средний уровень нашего первенства серьезно вырос за последние годы. Сегодня каждый может обыграть команды, которые находятся во главе турнирной таблицы. Больше всех от этого выиграл, наверное, ЦСКА. Если бы наш чемпионат так не вырос, нам, вне всякого сомнения, пришлось бы куда труднее на европейской арене.
- На наш взгляд, сегодня помимо ЦСКА можно выделить "Локомотив", "Спартак", "Рубин". Нельзя исключать, что в борьбу за медали ввяжется и "Зенит", выступающий пока крайне нестабильно...
- Я могу добавить к этому списку еще "Москву". Думаю, что "Сатурн", особенно с учетом изменений в тренерском штабе, достаточно скоро поправит свое турнирное положение. Да и "Торпедо" тоже, учитывая стабильный состав, достаточно опасный конкурент. Но в чемпионате могут быть любые неожиданности.
- Валерий Георгиевич, а за "Аланию", которая не первый год бьется за выживание, душа не болит?
- Болит и за "Аланию", и за московское "Динамо". До сих пор переживаю за команды, в которых работал. Кстати, динамовцы тоже могут включиться в борьбу за медали. Да и во Владикавказе происходят изменения, как вы знаете. И уже есть улучшение - и в игре, и в результате.
- В вашей тренерской практике не так давно был период, когда вы трудились одновременно и с ЦСКА, и со сборной России. Чем вас обогатил период работы в качестве тренера национальной команды? И как вы сейчас относитесь к возможности такого совмещения?
- Откровенно могу сказать: очень сложно работать и в сборной, и в клубе. Это - колоссальная нагрузка и колоссальная ответственность. Особенно когда ты решаешь задачи только первого места и там и там. Это тяжело - не столько физически, сколько эмоционально. Поэтому я понял, что нужно сконцентрироваться на чем-то одном, и мой уход из национальной сборной был связан исключительно с этим. Надо было работать или в клубе, или в сборной, чтобы достичь поставленной цели. И, как показала жизнь, мое решение было совершенно правильным. Ведь ЦСКА стал чемпионом России, а сборная пробилась на чемпионат Европы.