ВОЗЬМИ С СОБОЙ ПОЛИС ОСАГО

Время возражать, протестовать, ругаться - прошло. Теперь придется исполнять, ибо "закон суров, но это закон". А это значит, что со вчерашнего дня без полиса ОСАГО нельзя ни зарегистрировать купленный автомобиль, ни пройти годовой техосмотр. С нового, 2004 года без этого документа нельзя будет вообще садиться за руль.В некоторых СМИ прозвучали заявления, что уже сегодня водитель, не имеющий полиса ОСАГО, рискует нарваться на штраф в 50 рублей, "как за езду без необходимых документов, в число которых отныне входит страховой полис". Но это неправда. Во всяком случае, заместитель министра МВД РФ Александр Чекалин заявил буквально следующее: "Норма закона вступает в силу с 1 июля при постановке автомобиля на учети техосмотре, однако жестко требовать наличия полиса органы внутренних дел на дорогах начнутс 1 января 2004 г."

Теоретически у всех участников дорожного движения теперь должна "облегчиться жизнь". При попадании в ДТП они должны вызвать сотрудников ГИБДД-ГАИ, которые приедут и оформят происшествие. Если же между участниками нет разногласий (и в ДТП никто не пострадал), то можно будет просто заполнить "Извещение о ДТП", которое получит от страховой компании каждый обладатель полиса ОСАГО, подписать этот документ обеим сторонам и проехать на ближайший пост ДПС, где инспектор обязан его заверить. И все - после этого за дело берутся страховые компании.
Но практически никто не знает, как в реальности заработает эта схема, сколько времени и нервов она будет отнимать у правых и виноватых. Кстати, еще до вступления закона в действие генеральный директор Российского союза автостраховщиков Андрей Слепнев заявил: страховые компании не будут выплачивать возмещение ущерба, если виновник ДТП был пьян или ехал без прав. Спрашивается: почему отвечать за каждого пьяницу и склеротика-ротозея должен пострадавший? Ведь подразумевалось, что обязательная страховка АГО вводится не для обогащения страховых компаний или наказания шоферов-лихачей, а в первую очередь для защиты прав и законных интересов стороны, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии.
Если же исходить из логики г-на Слепнева, можно освободить от ответственности его коллег по страховому бизнесу и, скажем, в случае, когда виновником ДТП станет "подснежник" - водитель летнего сезона. Как известно, полис ОСАГО рассчитан на срок 1 год, но может содержать запись об ограниченном периоде использования автомобиля. Такая возможность удешевляет его стоимость и рассчитана на водителей летнего сезона ("подснежников"). Тогда, если в нарушение условий договора "подснежник" выехал на дорогу зимой и совершил ДТП, страховщик тоже как бы "не виноват". Здесь, однако, пока побеждает справедливость. Решено, что в таких случаях страховая компания обязана выплатить компенсацию пострадавшему, но затем может взыскать свои убытки по регрессному иску с клиента-нарушителя. Думается, такая же схема должна действовать и в первых двух случаях - с пьяницей за рулем или водителем без прав. Именно страховые компании, которым закон об ОСАГО предоставляет широчайшие возможности для легкого заработка, должны избавить добросовестных участников дорожного движения от любых хлопот.
Вероятно, реальная практика выявит и другие спорные положения нового закона, а также уже появляющихся подзаконных актов, инструкций и т.д. Но в любых конфликтах со страховыми компаниями мы оказываемся в заведомом проигрыше. Будем, однако, надеяться, что именно этот закон станет мощным стимулом для создания, расширения и активизации автолюбительских объединений, союзов и ассоциаций.